А БЫЛ ЛИ ИСХОД?
Раскол племен Моисея
Выводя свой народ из Египта, Моисей не собирался проводить много лет в пустыне. Да и его соплеменники никогда бы не покинули нильской дельты, если бы могли знать, как долго им придется скитаться по безводным пустыням. Действительно ли страх перед жителями Ханаана, как объясняет Библия в эпизоде с разведчиками, заставил отступить народ Моисея? И могло ли одно неудачное сражение с амалекитянами и ханаанеями привести к отказу от завоевания Ханаана почти на четыре десятка лет? Вероятно, оба этих библейских эпизода являются, на самом деле, лишь верхушкой айсберга над скрытыми в глубине истории подлинными событиями. Их невозможно понять вне связи с развитием политической ситуации в Египте и Ханаане
. При Рамзесе 3 Египет продемонстрировал способность не только защитить себя, но и удержать южный Ханаан под своей властью...
...Моисей и вожди «дома Иакова» не могли не понимать, что завоевание Ханаана в период усиления египетской военной мощи является трудновыполнимой задачей, что им будут противостоять не только местные народы, но и египетская армия, которая сумела продемонстрировать свою прежнюю силу. Одним словом, пока такой фараон, как Рамсес 3, находился у власти, шансов на успех не было. О каком наступлении на южный Ханаан могла идти речь, если Египет перебрасывал в Газу подкрепления, а «народы моря» двигались к Палестине, разрушая на своем пути все города Сирии и ливанского побережья? Очевидно, эти печальные вести были предметом обсуждения между главами «дома Иакова» и «дома Иосифа». Судя по библейским текстам, обмен мнениями привел к серьезным разногласиям среди вождей и старейшин древнееврейских племен. Большинство из них считало завоевание Ханаана в таких условиях немыслимым делом и обвиняло Моисея и Аарона в том, что их идея об уходе из Египта и возвращения в Ханаан была изначально обречена на поражение
. «И роптали на Моисея и Аарона все сыны Израиля, и сказало им все общество: лучше умерли бы мы в стране египетской, или в пустыне этой умерли бы! И для чего Господь ведет нас в страну эту, чтобы пали мы от меча? Чтобы жены наши и дети наши стали добычей? Не лучше ли нам возвратиться в Египет? И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет» (Чис. 14:2-4).
Наверное, для Моисея и Аарона ситуация стала критической: они вынуждены были спасаться от гнева народа в шатре откровения, у скинии завета – религиозной святыни.
«И собралось все общество сынов Израиля забросать их камнями, но слава Бога явилась в шатре откровения всем сынам Израиля» (Чис. 14:10).
У немногих северных племен, которые находились тогда в центральном Ханаане, была лишь одна возможность овладеть всей страной – в союзе с «домом Иакова». Надежду на это они не собирались оставлять и решили только отложить ее осуществление на более подходящее время. Часть древнееврейских племен попыталась самостоятельно прорваться в центральный Ханаан, но без поддержки других потерпела то самое поражение, о котором повествует Библия. В ожидании лучших времен «дом Иакова» вернулся в пустыню, а его союзник, «дом Иосифа», остался на своих позициях в центральном Ханаане.