А БЫЛ ЛИ ИСХОД?
память о событиях того времени была умышленно стерта. Фараоны Нового царства пытались предать забвению позор чужеземного владычества, а составители Библии старались заставить забыть, что предки израильтян и праотцы иудеев в разное время пришли и ушли из Египта и вообще до своего объединения в XII в. до н. э. имели разную историю.
ГИПОТЕЗА ДВУХ ИСХОДОВ евреев из Египта
Выше
уже упоминалос’ о существовании гипотезы, которая говорит о двух
потоках переселенцев: тех, кто ушли с Моисеем, и тех, кто ушёл до
него.
Египет гиксосов
Приход северных древнееврейских племен относится к периоду Среднего
царства- (1938-1630 гг. до н. э.). Большинство военных походов в этот
период египтяне совершили на юг и на запад. Ханаан, ближайшая к Египту
страна на востоке, не особенно привлекала египетских фараонов Среднего
царства, и несмотря на близость к Египту, Ханаан оставался независимым
от него. ..
Сегодня мы имеем убедительные археологич. свидетельства того, что по крайней мере с 18 в. до н. э. дельта Нила заселяется западными семитами, чья материальная культура безошибочно указывает на их ханаанское происхождение. Скорее всего, в нильской дельте обосновались полукочевые амореи, которых засуха и голод периодически выталкивали из Ханаана. Именно с этими племенами столкнулся патриарх Авраам, когда, спасаясь от засухи, был вынужден уйти в Египет. Тот факт, что местного правителя Библия называет фараоном, не исключает его западносемитского происхождения и вероятность того, что Авраам имел дело не с египтянами, а с такими же полукочевыми амореями, как и он сам. ..
Слова книги Бытие подтверждают, что засуха и голод заставляли людей уходить в Египет. . Но эти же письменные источники показывают, что египтяне враждебно и даже жестоко относились к западным семитам, страдавшим от недостатка воды, и старались максимально ограничить их доступ к нильской дельте
….постепенно, начав с поддержки кандидатов на египетский трон,
пришельцы из Ханаана превратились в ту самую военную силу, которая стала
определять власть в Египте.
Гиксосы, кто они?
Наступил момент, когда вожди аморейских племен решили самим править Египтом. 1630 г. до н. э. историки считают концом Среднего царства , когда власть над Египтом перешла полностью в руки западных семитов-амореев, или так называемых гиксосов.
Египетские источники фактически подтверждают то, о чем говорят библейские книги Бытие и Исход, а именно об уходе аморейских кочевников в Египет и их жизни в этой стране. В этом плане древнееврейские колена – как южные, так и северные – были всего лишь скромной частью этого большого этноса, доминировавшего в Ханаане, Финикии, южной Сирии, а затем и в дельте Нила.
Библейская книга
Бытие, по существу, подтверждает тот факт, что полукочевые западные
семиты уходили в дельту Нила из-за периодических засух в Ханаане. В
Египет «спускался» Авраам, туда же собирался уйти Исаак. Там же оказался
Иосиф, будучи проданным в рабство. И, наконец, Иаков вместе со всеми
своими родичами уходит уже не переждать очередную засуху, а жить в
дельте Нила.
Библия косвенно подтверждает, что во времена Исаака (19-18 вв. до н. э.) из-за очередной сильной засухи часть аморейских племен уходит в Египет. Можно полагать, что это были северные древнееврейские племена из центрального Ханаана или, по меньшей мере, «дом Иоsифа».
Годы жизни библейского Иакова, скорее всего, приходятся как на время правления 13 и 14 смешанных династий, когда власть в стране окончательно перешла в руки западносемитских правителей – гиксосов.
постепенное и мирное проникновение аморейских племен продолжалось в течение нескольких столетий. Вероятнее всего, этот процесс происходил даже с согласия египетских властей. Египетские чиновники взимали немалую мзду с тех аморейских племен, которые искали спасения у них от периодических засух в Ханаане.
.
Pроиcxодит усиленное заселение нильской дельты аморейскими племенами. V ее восточной части появляется огромный по своей территории укрепленный город – Аварис, ставший впоследствии столицей западных семитов в Египте.
Изменяется правовой статус и политическая роль амореев, обосновавшихся в нильской дельте. Из бесправных пришельцев, находившихся по милости фараона в Египте, они превращаются в полноправных жителей и приобретают все возрастающее влияние на внутриегипетскую политику.
..появляется новая, чисто аморейскаядинастия фараонов (1630-1523 гг. до н. э.), которую принято называть гиксосской. Но аморейские правители, гиксосы, приходят к власти не как чужеземные завоеватели, а как египтяне западносемитского происхождения, использующие символику, язык, культуру и ритуалы Египта. Более того, в своей внешней и внутренней политике они представляли интересы Египта, а не какой-либо другой страны. . Аморейские вожди, в большинстве своем родившиеся и жившие в Египте уже не в первом поколении, идентифицировали себя с Египтом, который считали своей родиной. Имя «чужеземные азиатские правители», то есть «гиксосы»,дали им враги – фиванские фараоны из Верхнего Египта.
Власть гиксосской династии (1630-1523 гг. до н. э.) распространялась в основном на северный Египет или Нижнее царство. В это же время в южной части страны, или в Верхнем царстве, возникла другая династия (1630-1540 гг. до н. э.),которая была египетской по происхождению.