Смешная библия или как мы это видим
продолжение З. Фрейд "Моисей и монотеизм"
9.
".. легенда о рождении Моисея и отказе от него занимает особое место среди остальных, а в одном существенном отношении даже противоречит им.
В его случае первая семья, которая в остальных мифах выступает как аристократическая, была достаточно скромной. Он был ребенком еврейских левитов. Но место второй семьи, бедной в других случаях, занимает египетская царская династия; дочь фараона воспитывает его как своего собственного сына. Это отклонение от типичного образца озадачивало многих. ..полагали, что первоначально легенда была иной. Согласно их мнению, фараон был предупрежден пророческим сновидением , что сын его дочери принесет опасность ему и его царству. Поэтому после рождения ребенка бросили в Нил. Но он был спасен евреями и воспитан как их собственный ребенок. Затем по «националистическим соображениям» в легенду были внесены изменения, с которыми и она и дошла до нас.
Однако, простое размышление показывает, что такая первоначальная легенда
о Моисее, которая не отличалась от всех остальных, существовать не
могла. Ибо она могла быть либо египетского, либо еврейского
происхождения. Первый вариант исключается: у египтян не было никакого
повода прославлять Моисея, потому что для них он не был героем.
Следовательно, мы должны предположить, что легенда родилась у еврейского
народа – то есть, что она в хорошо известной форме [т. е. в типичной
форме легенды о рождении] относилась к личности их вождя. Но она никак
не подходила для этой цели, ведь какая может быть польза народу от
легенды, которая делала героя иностранцем? "