Библейская критика
Участники «Семинара» не скрывают своих богословских взглядов – в частности, своего отношения к сверхъестественному в целом и к ортодоксальному взгляду на Иисуса в частности:
Выводы «Семинара по Иисусу»
Суть работы «Семинара» заключалась в идентификации слов и дел Иисуса Христа. Ученые стремились понять, что же, записанное евангелистами, относится к историческому Иисусу, а что является вымыслом.
Мнения участников «Семинара» относительно личности Иисуса Христа разнятся. Но многие из них согласны в следующем:
- «Ортодоксальный Иисус» навязан исторической церковью. Его образ не соответствует действительности.
Нужно различать «предпасхального Иисуса» и «послепасхального Иисуса».
-Воскресение Иисуса Христа из мертвых Семинаре не обсуждалось.Вера в Воскресение - предмет религиозных убеждений, а не исторического познания.Поиск "исторического Иисуса" заканчивается событием распятия.
Ключевой особенностью был отказ от апокалиптической эсхатологии .
-Библия не является непогрешимой. Библия – это человеческий документ, составленный авторами, теологические убеждения которых и определили содержание Библии. Семинар видит в ранних христианских писаниях эволюцию религиозной мысли.
-Семинар
критически рассматривает канонические Евангелия как исторические источники,
которые представляют некоторые реальные слова и дела Иисуса, а также разработки
раннехристианской общины и авторов Евангелий .
Результаты работы Семинара отражены в ряде научных статеи и нескольких книг. Наиболее полно выводы из работ по поиску историч. Иисуса оисаны в книгах Маркуса Борга("Бунтарь Иисус: Жизнь и миссия в контексте двух эпох") и Доменика Кроссана(«Библия. Ужас и надежда главных тем священной книги»). Книгу Кроссана я уже цитировал:https://foren.germany.ru/showmessage.pl?Number=37471679&Bo...
Оба автора - внеденоминационные верующие, учёные историки.библеисты с мировым именем, представляющие современное состояние историко-критического подхода к изучению Библии.
На основании исторического изучения евангельских текстов предлагается краткое "досье" в пяти пунктах и резюме:
Итак, Иисус до Пасхи — это:
-Иудейский мистик.Учитель и мудрец.
-. Целитель и экзорцист. .Исцеления и изгнание бесов привлекали к Иисусу толпы народа.Именно репутация целителя и экзорциста собирала ту аудиторию, которую он мог учить.
-Пророк. Подобно пророкам Ветхого Завета, он радикальным образом критиковал систему господства от имени Бога и ради стремления Бога к справедливости. Вероятно, именно это в первую очередь и привело к его казни.
- Основатель движения. Несмотря на краткосрочность его миссии, вокруг Иисуса еще при его жизни образовалось движение, куда входили его ученики и те, кто ему симпатизировал. Хотя слабое, в зачаточном состоянии, оно воплощало в себе его представления о характере и желании Бога.
Резюме:«Каким был Иисус?»
Иисус из Назарета родился во время правления Ирода Великого Вне сомнения, он обладал блестящими способностями. Он не был аскетом. Он страстно относился к социально-политической ситуации в его мире — подобно Ганди или Мартину Лютеру Кингу он бросил вызов системе господства своего времени. Как историческая фигура Иисус неоднозначен: узнав о нем, вы можете подобно его родным решить, что он психически нездоров, или что это просто чудак, или что он опасен для общества, — либо же вы можете сделать вывод что он был исполнен Духа Божьего