Deutsch

Библейская критика

29.12.20 13:06
Re: Библейская критика
 
Boatman коренной житель
в ответ Laтerne0 28.12.20 22:20, Последний раз изменено 29.12.20 13:30 (Boatman)
Можете рассказать о критериях достоверности преданий об ИИсусе?


Это очень важный вопрос , касающийся библейской критики, котор. необходимо рассмотреть более подробно.


При историч. реконструкции жизни Иисуса имеются трудности, которые скептика могут привести к выводу, что мы можем узнать об Иисусе только базовые данные: напр., практически все исследователи согласны, что :

Иисус был Палестинский еврей; проповедовал в 20-е годы 1 века; был приговорён к распятию Понтием Пилатом.


К числу одной из многих проблем при поисках историч. Иисуса можно напр. отнести

домыcливание евангелистами событий, о которых они не располагали сведениями.

Выходом в таких случаях было домысливать детали, чаще всего, исходя из ВЗ. Поскольку ев-сты верили, что Иисус- Месия, к нему относили ряд ветхозаветных пророчеств. Логика такова: с Мессией должно произойти то-то. Иисус-Мессия, значит, с ним это и произошло.Естествено, историчность события при таком подходе практически исключается.

Т.образом, полная гарантия достоверности того или иного события при их исторической реконструкции - невозможна, однако, на вероятность основных выводов можно рассчитывать.

Учёные выявили ряд критериев, на которые следует ориентироваться в выводах об Иисусе.

Ниже приводятся некоторые из критериев достоверности евангельских историй.

1. Контекстуальное правдоподобие или соответствие социальному и культурно-религиозному контексту. Если Иисусу приписаны слова или дела, которые не вообразимы в Палестине 1 века , мы имеем дело с поздней легендой. Если же то или иное предание органично вписывается в иудейский и галилейский контекст времён Иисуса, оно имеет высокие шансы оказаться достоверным..

2. Множество свидетелей в независимых источниках

увеличивают вероятность историч. достоверности. Пример: распятие Иисуса при Понтии Пилате.

Контекстуально - полное правдоподобие: о распятии говорят не только ев-я, но и Иосиф Флавий, Тацит, ап. Павел... Распятие считается одним из наиболее хорошо засвидетельствованных преданий об Иисусе.

3."Смущение" христианского автора.

Это "смущение" возникает, когда автор передаёт факт о жизни Иисуса, который создаёт богословскую трудность, или "смущает " автора.

Напр, крещение Иисуса у Иоанна, которым как известно,досатигалосъ очищение от грехов. Откуда могли быть "грехи" у Иисуса? Этот вопрос слишком "неудобен", чтобы его выдумывать...

4.Нестандартность учения.

Если в ев-ях есть поучение, не имеющее аналогов в иудаизме, можно считать, что у него больше шансов оказаться подлинным, чем общепринятые банальности. Напр., запрет Иисуса на клятвы.

Или - снова о распятии. Это была столь мучительная и позорная смерть, что не каждого преступника приговаривали к такой казни. Если есть сведения, помогающие объяснить это обстоятельство, это говорит в пользу их исторической достоверности.

Существует также ряд критериев неаутентичности.

Один из них - "поздний" источник. Если какая-то информация содержится только в позднем источнике, она автоматически заставляет усомниться в своей достоверности, т.к. если она важна и достоверна, почему в более ранних источниках нет намёка на неё?

Рассмотрены далеко не все критерии достоверности, напр., не упоминалось о таких важнейших методах критического анализа, как лингвистическая текстология или "критика форм".

Необходимо также считаться с тем фактом, что дошедшие до нас рассказы о жизни Иисуса отражают воспоминания, которые изустно передавались годами.

"Критика форм" учитывает этот фактор.


 

Перейти на