В поисках исторического Иисуса. Иаков, брат Господень
ИАКОВ И ПАВЕЛ
После третьего миссионерского путешествия Павел отправился в Иерусалимскую Церковь, которая по-прежнему оставалась одной из многочисленных сект иудаизма.ПОсещение закончилось тем, что Павел семь дней "очищался"в храме от греха.
Антагонисты отвергали учение Павла, не признавали его апостолом, а чуждое иудаизму обожествление Иисуса клеймили как ересь. Согласно их представлениям, Иисус хотя и был Мессией, избранникоим Божьим, пророком и чудотворцем, - оставался всё же человеком, лишённым божественной сущности.
Ещё в 4-ом веке потомки первых иудеохристиан, "нищие" (эвиониты), яростно наюпадали на Павла как на вероотступника, исказившего учение Иисуса. В одном из сохранившихся фрагментов манускрипта говорится, что назореи всегда оставались верными закона Моисеева и почитали Иисуса не как бога, а как "мужа праведного" и пророка. Они винят Павла в фальсификации учения Иисуса и как ренегата, перешедшего на сторону римлян.
Данные, на основании которых исследователи приходят к заключению, что Иисуса воспринимали только как еврейского пророка, составляют основной и наиболее древний слой евангелий, и он , вероятно, явл. наиболее достоверными. Именно так, скорее всего, воспринимали Иисуса Иаков и его иерусалимские подопечные, которые и не порывались отказываться от иудаизма.
ЛЮТЕР И ПОСЛАНИЕ ИАКОВА
Комментарии Баркли: https://bible.by/barclay/45/0/
"Сегодня также можно сказать, что многие не относят Послание Иакова к наиболее важным в Новом Завете.
Это конечно не связано с сомнениями, высказывавшимися относительно Послания Иакова в раннехристианской Церкви, потому что многие в современной Церкви вообще не имеют представления об истории Нового Завета в то далекое время. Причина заключается в следующем: римско-католическая церковь определила свое отношение к Посланию Иакова эдиктом Тридентского Собора, но в протестантской церкви сомнения относительно его истории сохранились и, в сущности, даже усилились, потому что Мартин Лютер выступил против него и даже предпочел бы вовсе убрать его из Нового Завета...
а неблагоприятное мнение великого человекаможет навсегда погубить книгу. Знаменитое суждение Лютера о послании
находим в последнем абзаце его "Предисловия к Новому Завету":
"Таким образом, Евангелия и Первое послание Иоанна, Послания Павла, особенно к Римлянам, Галатам и Коринфянам, и Первое послание Петра – вот те книги, которые показывают вам Христа. Они учат всему тому, что вам нужно знать для вашего спасения, даже если бы вы никогда и не увидели ни одной другой книги или не услышали о них, или даже не слышали никакого иного учения. По сравнению с ними Послание Иакова – это послание, полное соломин, потому что в нем нет ничего церковного...
я не считаю, что оно вышло из-под пера апостола ....
Во-первых, в противоположность Павлу и всей остальной Библии, в Послании приписывается искупительное свойство человеческим деяниям и свершениям, неправильно приводится в пример Авраам, который якобы, искупил свои грехи своими деяниями. Уже это само по себе доказывает, что послание не могло выйти из-под пера апостола.
Во-вторых, в нем нет ни одного указания или напоминания христианам о том, что они должны помнить о страданиях, Воскресении или Духе Христовом. О Христе в нем говорится всего два раза.
Потом Лютер излагает свои принципы оценки вообще всякой книги: "Подлинное мерило для оценки всякой книги заключается в том, чтобы установить, подчеркивает она выдающееся положение, которое занимает в истории человечества Христос или нет... То, что не проповедует Христа – это не от апостолов, даже если это проповедовали Петр или Павел. И напротив, все, что проповедует Христа – это апостольское, даже если это делают Иуда, Анна, Пилат или Ирод".
"Послание Иакова толкает вас лишь к закону и свершениям. Он настолько смешивает одно с другим, что, я предполагаю, один добродетельный и набожный человек собрал несколько высказываний учеников апостолов и записал их, а, может быть, послание написал кто-нибудь еще, записав чью-то проповедь. Он называет закон законом свободы (Иак. 1,25; 2,12), в то время как Павел называет его законом рабства, гнева, смерти и греха (Гал. 3,23 и далее; Рим. 4,15; 7,10 и далее)".
разве можно принимать во внимание этого одинокого автора на фоне Павла и всей остальной Библии?".
Лютер не щадит Послание
Иакова. Но, изучив эту книгу, мы, может быть, сделаем вывод, что на
этот раз он позволил личным предубеждениям нарушить здравый смысл. "
Комментарии Баркли: https://bible.by/barclay/45/0/
А мы можем сделать определённый вывод, подтверждающий то, о чём говорилось выше:
Можно
сказать, что все тексты, вошедшие в Новый Завет, начиная с Евангелия от
Марка, преследуют одну, совершенно конкретную цель — вычеркнуть Иакова,
брата Иисуса, из истории христианства.