Атеизм о "Втором Пришествии"
продолжние
Общая цель рассказа в той части, в какой он касается Пилата, состоит в
том, чтобы усилить вину евреев путем выгораживания римлян. Хотя
окончательное решение казнить Иисуса было принято Пилатом и фактически
сами приговор и метод казни были римскими, евангелисты умудряются показать, что римляне на самом деле не в ответе за это! Прокуратора принудили –
как «пасхальной привилегией», так и поведением еврейской толпы. Все,
что мог сделать Пилат, это умыть руки и покориться неизбежному. Однако
если приглядеться к этой фабуле, становится ясно, что перед нами всего
лишь обман зрения, оптическая иллюзия. Никакой реальной причины
беспомощности Пилата в Евангелиях не приводится.
Дойдя до этого пункта, мы вправе задать вопрос: «Какова роль римлян в Евангелиях?» Или еще лучше: «Где же римляне в Евангелиях?» Ответ гласит: они едва упомянуты. Для каждого, кто знаком с еврейской историей времени Иисуса и близких к нему, это покажется весьма загадочным. Самым главным политическим фактором этого периода была римская оккупация Иудеи, последние остатки политической независимости которой исчезли совсем недавно (в 6 г. н.э., когда Иисусу было лет двенадцать). Однако в Ев-ях римская оккупация трактуется как нечто не представлявшее ни интереса, ни важности. Хотя нужно и важно иметь в виду, что при жизни Иисуса Палестина вовсе не была мирной римской провинцией, что евреи вовсе не примирились с властью римлян и что было несколько серьезных восстаний, целью которых было изгнание римлян
Римляне фигурируют
среди действующих лиц евангельского рассказа только дважды. Первый
случай касается Пилата в эпизоде с Вараввой. Второй – римского
центуриона («сотника»), который при виде Иисуса на кресте говорит:
«Воистину этот человек был сыном Божьим». При этом его поведение
выведено по контрасту с поведением евреев, показанных издевающимися над
распятым Иисусом. Оба случая чрезвычайно комплиментарны для римлян.
Пилат и центурион выведены как люди, ощущающие божественную природу
Иисуса и сочувствующие его страданиям, в противоположность евреям,
отрицающим его божественность и травящим его до смерти
Евангелия являются документом не только антиеврейским, но и проримским.
Они не только игнорируют и опускают все неблагоприятные для римлян факты
(например, оккупацию Иудеи, идолопоклонство, жестокость), но и
подчеркивают духовное превосходство римлян над евреями.
Почему же Евангелия враждебны к евреям и благосклонны к римлянам? Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно исследовать историческую подоплеку, а точнее, историю эпохи Иисуса и более позднего периода, когда составлялись Евангелия. А потом - определить, почему авторы Ев-ий писали именно так; почему их позиция была настолько антиеврейской и проримской.
Сделав это, мы сможем прийти к большему пониманию сюжета в целом, и у нас появится надежда оценить подлинный образИисуса и значение его движения.