Нагорная проповедь
ь
O соотношении старого и нового в учениях Иисуса.
"старое"
в учении Иисуса
Учение Иисуса уходит корнями в Ветхий Завет, и почти каждое его высказывание имеет параллели в иудаизме,
Вот несколько характерных примеров.
В Нагорной проповеди Иисус говорит (Mf 5:27–28):
«Вы слышали, что сказано древними: Не прелюбодействуй. А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на [замужнюю] женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем».
Полемический характер фразы создает у читателя ложное впечатление , что иудаизм заботится только о чистоте действий, а христианство — также и о чистоте помыслов. Трудно, однако, предположить, что Иисус предлагает действительно приравнять «вожделение в сердце» к разврату и назначить за мысли о прелюбодеянии то же наказание, которое, по закону Торы, следует за распутство. Скорее, он хочет усилить запрет, предостеречь людей даже от малейшего приближения к нарушению заповеди.
В Притчах Соломона сказано (23:25–26):
«Дай мне, сын мой, сердце твое, и пусть глаза твои видят пути мои. Ибо глубокий ров — блудница, и тесный колодец — чужая жена».
Еврейские законы запрещают мужчине не только вступать в связь с чужой женой, но и просто уединяться с ней и даже внимательно разглядывать любую часть ее тела
То же самое можно сказать и о другом известном высказывании Иисуса:
(Mf 5:21–22):
«Вы слышали, что сказано древними: Не убивай; кто же убьет, подлежит суду. А я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «пустой человек», подлежит Синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной».
И здесь очевидно, что Иисус не предлагает на самом деле судить в Синедрионе того, кто гневается на брата, и не собирается в юридическом смысле приравнять гнев к убийству — он хочет лишь укрепить и усилить заповедь. B тексте Св. Писания и в поучениях евр.мудрецов древности постоянно повторяются предостережения против гнева, и не только гнева напрасного (о котором говорит Иисус), но даже против гнева обоснованного. . В eвр.традиции существует строжайший запрет на оскорбление ближнего: «Всякий, кто позорит ближнего своего публично, теряет за это свою долю в мире грядущем» «Всякий гневливый будет наказан: если он был мудрецом — его учение забудется» .
Многие из известнейших высказываний Иисуса дословно совпадают с классическими текстами иудаизма. Например, такое его поучение (Матфей 7:1–3):
«Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вас будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, а бревна в твоем глазу не чувствуешь?»
А вот классические еврейские аналогии в Мишне : «Не суди ближнего, пока сам не побывал в его положении», «Основа жизни: в случае любого сомнения суди ближнего своего в лучшую сторону»; и так же в Талмуде : «И когда говорили: Вынь щепку из глаза твоего, — он говорил им: Сначала вынь бревно из глаза своего».
«Сначала улучши себя, потом улучшай других», — и подобные высказывания мы находим во множестве в других местах.
Если задуматься, то удивляться этому не приходится. Иисус рассматривал себя не как учитель новых истин, а как апокалиптический вестник покаяния ,т. е. «возвращения» к заповедям Божиим (Мк 1:15 )
Сама концепция покаяния предполагает, что люди должны вернуться к нормам, уже существующим, а не усвоить новые, ранее не известные. Поэтому нет ничего удивительного в том, что учениям Иисуса есть много параллелей в Торе, у Пророков и последующих учителей Израиля.
Собственно, это даже и не параллели.
В своих антитезах Иисус указывает на более глубокие требования, чем были известны раньше:
Не только не убивать, но и вообще не подходить к черте гнева, за которой возможно убийство.
Не только не прелюбодействовать, но вообще не вступать на дорогу, которая может побудить к греху.
Не только не клясться именем Бога ложно, но вообще избегать клятв
Другими словами, вести себя таким образом, чтобы избежать не только самого греха. но и пути , ведущего к греху.
Стремление к примирению предохраняет от желания убить; воздержанность воображения предохраняет от прелюбодеяния; отказ от клятв — от произнесения ложных клятв
Др. словами, Иисус выражает (раскрывает) в новых выражениях более полно требования Торы, перефразитуя наставления в ради их более конкретного и глубокого раскрытия.В поучениях Иисуса не только повторение или пересказ Торы, но её раскрытие, об’яснение, расширение, обогащение