Кем был Иисус из Назарета?
Вдохновлённый примером автора несКольких долгоиграющих тем, основанных на цитировании Писания и популярной книги, и я решился на подобное - предложить вниманию пока малоизвестную книгу об Иисусе Христе, о Евангелиях.
Об авторе
Gлеб Га́рриевич Я́стребов(род. 4 октября 1973) — российский библеист и переводчик. Автор ряда работ по истории раннего христианства и поиску исторического Иисуса.
Магистр теологии, старший преподаватель Свято-Филаретовского православно-христианского института,
Преподаваемые дисциплины
Теология (бакалавриат): Историко-критические исследования и переводы Библии, Новый завет, Писания мужей апостольских, Различные жанры в текстах еврейской Библии: грамматика и стилистика, Экзегетика и текстология Библии
Образование
Уровень образования: 1. Высшее, бакалавриат 2. Высшее, магистратура
Направление подготовки и/или специальность: 1. Теология (бакалавриат). 2. Теология (магистратура)
Предисловие
Кем был Иисус? И каким был Иисус? К ответам на эти вопросы можно подходить с разных точек зрения. Один возможный подход — это подход верующего и богослова. Так, во всех основных направлениях христианства Иисус исповедуется как Христос (Мессия), Сын Божий и даже Бог. Или в исламе об Иисусе говорят как о «духе от Бога» и «посланнике Бога». Подход верующего основан либо на личном, внутреннем опыте сердца, либо на изысканиях богословов, либо на откровениях тех, кого считают пророками и духовидцами, либо на всём этом сразу.
Существует, однако, и другой ракурс — исторический. Он основан на том, что Иисус был живым человеком из плоти и крови и что о его жизни существует целый ряд письменных свидетельств.
С началом нового времени, когда историческая наука стала освобождаться от диктата церковных условностей и догм, возникла целая научная дисциплина: изучение жизни Иисуса (или, как её впоследствии стали называть, "поиск исторического Иисуса"
Среди самих участников «поиска» можно
найти представителей любых убеждений:
католиков и англикан, методистов и
православных, пятидесятников и иудаистов,
агностиков и атеистов.
Почему
же «поиск» привлёк благожелательное
внимание богословов? Во-первых, в ходе
развития библеистики (науки о Библии)
большинство христианских и нехристианских
исследователей осознали, что Евангелия
— представляют
собой сочетание исторических фактов и
их церковного осмысления. Если же мы
хотим узнать, «как всё было на самом
деле» (разумея под этим чисто земную
канву фактов), мы должны научиться
отделять в них историю от более позднего
богословия и христианского творчества . Естественно,
не только многим светским людям, но и
многим христианам хочется прикоснуться
к реальной земной истории жизни Иисуса.
Потому они занимаются «поиском».
Во-вторых, христианские богословы
увидели в «поиске исторического Иисуса»
особую духовную ценность. По их мнению,
хотя традиционная христианская догматика
учит, что Иисус был не только на сто
процентов Богом, но и на сто процентов
человеком, внимание человечеству Иисуса
уделялось пока мало.