Раввин беседует с Иисусом
Согласно ряду известных библеистов , существует столько возможных толкований притчи, сколько в ней действующих лиц. Для притчи о "милосердном с-не" имеется 5 толкований, Чаще всего её пнимают как историю -пример поведения ("следования Христу"); основная идея - любовь без границ. Ответа на вопрос "Кого же считать ближним?" Иисус прямо не даёт, и,возможно, иллюстрирует свою заповедь "любите врагов ваших" .
Остановлюсь на трактовке Кроссана, к-рый относит притчу к типу "reversal ", т.k.. в основе её видится идея "переворота", изменения сознания. Другие этот стиль называют провокационным. Положительное ( служители Богу -священники) становится отрицательным; отрицательное (самаритянин) - положительным.
Свящ-к и левит идут "вниз" по дороге, т.е. из Иерусалима,где они уже совершили служение в храме. Т.е. им нет оправдания тем, что посчитали человека мёртвым и не могли прикасаться к нему. Этим подчёркивается сразу несколько качеств этих носителей Закона: их бессердечие и лицемерие.
Кроссан считает, что раненый - иудей, поскольку целевая аудитория Иисуса - иудеи. Т.обр., самаритянин оказывается соблюдающим заповедь Торы о любви , распространяющейся и на иноплеменника (Лев 19:34), в отличие от "извергов", которые даже "своего" бросили умирать, торопясь по своим делам.
На мой взгляд, эта притча пример, как надо себя вести, чтобы приблизоться к Царству Небесному, и попутно - "пощёчина иудаизму"...