к Нему придут и устыдятся все, враждовавшие против Него. Исайя 45, 24
Феноменология религии
Выделение феноменологии религии как особой дисциплины обосновано в трудах G.VanderLeeuw [31]. Соотнеся феноменологию с другими дисциплинами, в частности с психологией, он высказал мысль, что эти две дисциплины близки друг другу методологически, но различаются объектом исследования. При этом психология занимается только религиозными чувствами, а феноменология исследует весь спектр религиозных феноменов. Общим для психологии и феноменологии VanderLeeuw считал использование интроспекции и эмпатии.
Феноменология религии с момента возникновения видела свою задачу в выявлении инвариантных для любой религии элементов. Для этого использовались сравнительный анализ и классификация различных типов религиозных феноменов. Одним из основателей феноменологии религии является немецкий философ и теолог R.Otto [33]. Центральным моментом его учения является категория «священного», которую он считал универсальной структурой религиозного опыта. «Священное» — сложное понятие, которое наряду с рациональным и моральным компонентом, включает также и компонент «нуминозное» (от лат. Numen — божество, божественное начало).
Согласно R.Otto, «нуминозное» иррационально и не поддается определению. Оно, в свою очередь, содержит четыре аспекта:
1) чувство реальности нуминозного объекта (чувство тварности);
2) чувство тайны, повергающей в трепет;
3) чувство восхищения и
4) чувство непреходящей ценности.