Православное монашество и старчество: история, настоящее, будущее?
жительство монашества и старчества , в котором столько непознанного и таинственного, по-моему, ещё долго будет возбуждать интерес у людей самого разного толка
Говоря о монашестве, нельзя не остановиться на практике исихазма.
Об исихазме особенно много и часто писали в течение трех последних десятилетий. К этой теме неоднократно обращались как богословы, так и
историки, философы, искусствоведы и литературоведы.
Что же такое исихазм?
ИСИХАЗМ - от греч. , означает sпокойствие, покой, освобождение, прекращение, тишина, молчание, мир, уединениеотрешенность В широком смысле - этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через "очищение сердца "слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля,имеющую некоторое внешнее сходство с методами йоги. Возникло в 4-7 вв.,возродилось в кон. 13-14 вв.
Исихазм возник в среде монашества как духовно-практическое делание
Иногда Исихазм рассматривался как эзотеризм в православии.
Имеются и другие определение исихазма, отражающие склонности авторов,
А вот слова известного мистика VII века преп. Исаака Сирина : " молчание - таинство будущего века . Исихазм открыт Грядущему в вечности и уже в веке сем позволяет приобщиться таинству священнобезмолвия.""Путь внутреннего делания открыт и для монаха, и для мирянина, открыт для любого сердца, искренне устремленного к Богу".
Традиция умного делания описана напр., в :
https://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Golynskij-Mihajlovskij/put-umnogo-delanija/
Здесь обобщенно излагается учение отцов-аскетов об Иисусовой молитве, k-raja "есть действенная суть покаяния, указанная Христом Господом.
научает делателя отсекать желания своей воли, .., истинно познавать себя, никак на себя не надеяться, приписывать
все доброе не себе, а Богу и за все воздавать Ему славу."
Исихасты считали, что их" молитвы приводят к непосредственному богообщению, при котором человек видит Божественный свет,
«Свет присносущный» — визуальное выражение Божественной силы или иначе Божественной энергии, Его действия в тварном мире. Именно этот нетварный свет видели апостолы на Фаворе в момент Преображения Иисуса Христа,"
Апостол Павел призывал верных: «Непрестанно молитесь…» (1Сол.5:17; ср. Еф.6:18; Кол.1:3, 9). Этот апостольский призыв лег в основу практики непрестанной молитвы.
Постоянная,
чистая "умно-сердечная молитва приводит к тому, что молитва становится
«самодвижной». Монах-подвижник может выполнять свои повседневные дела,
заниматься ручным трудом ,даже спать, но молитва его не прерывается.
должна быть не только непрестанной, но и чистой — «нерассеянной»,«неразвлекаемой», «непарительной». Поэтому следующей важнейшей частью
исихастской практики следует назвать безмолвие, внимание, трезвение,хранение ума и сердца, которые служат обретению чистой молитвы ...
Безмолвие бывает трех видов: «безмолвие» тела (уединение), безмолвие уст (молчальничество) и безмолвие души. Другие отцы называют третий вид также безмолвием ума или сердечным безмолвие ..некоторые подвижники называют исихию «священным безмолвием», "
Светская жизнь,"суета сует" противопоказаны "умному деланию".
Непрестанную молитву удавалось совмещать со старчеством, устными и письменными наставлениями братии, руководством монастырем и
духовничеством, епископским служением. И это получалось не всегда и далеко не у всех. Остальные виды деятельности, внешнего служения людям
не нашли места и, следовательно, подтверждения в практике исихазма.
....Теории и практике исихазма посвящено множество работ, интересующиеся найдут их в Инт. В заключение хочу привести слова верующей, христианки , не фанатички, но соивеременного, образованного, думающего человека:
"Самаяквинтессенция исихазма-в повторении на протяжении всего дня в любое
время,когда голова свободна от мыслей(в транспорте,по дороге,при
выполнении механической работы и т.п.)молитвы Господней:
"Господи,Иисусе Христе,Сыне Божий,помилуй мя грешную".
Это сродни медитации,особенно если согласовывать ее с долгим(до
слов-помилуй мя) вдохом и коротким выдохом(на словах-помилуй мя).
Можно и кратко:"Господи,помилуй"(так же:вдох-выдох).
ее,очищающая от скверны душу сила,огромна.Сама по себе знаю. Когда забываю или ухожу от этой очень простой,не требующей особого времени и усилий,практики,то поток мыслей,праздных или суетных,обязательно сводят душу в ад,в падение.
Возвращение же к этой молитве у меня лично производят преобразования во
всех сферах-не только очищает от скверны душу,но и исправляет неверную
ситуацию,в которую я сама себя загоняю своими же,свободными от вдыхания
Божьего Имени,мыслями..
О физическом воздействии молитвы
Иисусовой.Она ведь исцеляет,снимает боль во всяком случае точно.
.Я,простой и слабый духом человек,силой этой молитвы могу снять у себя
физическую боль-я "дышу" Именем в ту часть,которая болит.Снимала
так-(мысленно направляя вдыхание Имени Господа в больной орган)-сильную
головную боль или боль в спине и т.п.
.Диалог с Богом должен быть
постоянным,непрерывным.Для себя лично я сделала вывод,что это
непрерывное общение с Ним возможно только с помощью краткой непрестанной
молитвы."
.http://www.evangelie.ru/forum/t34693.html?s=1de95eb447ae43164957dd712f8d422
Хотелось бы узнать ваше мнение