Deutsch

Весть о Царстве Божьем. Три притчи о "вхождении" в Царство

03.02.19 17:45
Re: Весть о Царстве Божьем. Три притчи о "вхождении" в Царство
 
Boatman старожил
в ответ Boatman 30.01.19 12:34, Последний раз изменено 03.02.19 18:00 (Boatman)

ЕЩЁ ДВЕ ПРИТЧИ О ЦАРСТВЕ БОГА


В 1985 г. был основан т.называемый «Семинар по Иисусу», собравший ряд североамериканских ученых для постепенного обсуждения высказываний Иисуса и голосования об их достоверности.https://www.e-reading.club/chapter.php/1009189/18/Rayt_-_Iisus_i_pobeda_Boga.html . Для программы и работы этого семинара характерны несколько важных особенностей, в первую очередь, то, что во внимание принимаются все материалы, касающиеся Иисуса, — далеко не только синоптические Евангелия, но и ряд других текстов, в том числе фрагментарных. Материалы Семинара обсуждаются в книге https://royallib.com/book/yastrebov_gleb/kem_bil_iisus_iz_..

ПРИТЧА О ЗЕРНЕ ГОРЧИШНОМ

И сказал (Иисус): чему уподобим Царство Божие? Или какой притчей изобразим его? "Оно — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрыться птицы небесные."
Мк 4:3–32; ср. Мф 13:31–32/Лк 13:18–19
Толкование Иеронима. " Царство превращается из маленького зёрнышка в большое могучее древо. Так же и евангельская проповедь, кажущаяся вначале незначительной, когда она посеяна — в душе ли верующего или во всём мире, — не превращается в злак, а вырастает в целое дерево, так что птицы небесные, под которыми мы должны понимать или души верующих, или силы, непрестанно занятые служением Богу, приходят и живут в ветвях его. Под ветвями евангельского дерева, мне кажется, нужно понимать различие догматов, на которых успокаивается каждая из вышеуказанных птиц»
Однако, задумаемся: а разве горчица — это дерево?
Многие комментаторы толковали эту притчу так, словно вместо горчицы в ней упомянута смоковница или ливанский кедр. Между тем горчица — не только не могучее дерево, но и вовсе не дерево: это непрезентабельного вида трава . Даже самая высокая горчица немногим выше человеческого роста. И надёжным гнездовьем для птиц она стать не может
Горчица хорошо разрасталась, а потому в Палестине времён Иисуса её считали скорее сорняком, чем полезным растением

Почему же Иисус приводит такое странное сравнение для Царства Божьего? Почему не величественная и благородная смоковница?
Если вместо дерева взята трава, это всё же требует объяснения.

"Семинар по Иисусу" истолковывают притчу так.
В 20-х годах первого столетия апокалиптическое Царство с приходом Иисуса -Месии , сжигающего нечестивцев, как солому и гнилые деревья, пока ещё явило себя лишь в виде скромного движения . Это движение не снискало себе земной славы: двенадцати апостолам было далеко до восседания на двенадцати престолах, все они жили впроголодь и скитались, вызывая всё большее неодобрение социальной и религиозной элиты, но обретая благодарную аудиторию среди «грешников» Скорее всего, притча о горчичном зерне представляет собой образное и слегка самоироничное описание Иисусом его собственной деятельности: дескать, смоковница пока не получилась (Бог из милости временит с апокалиптическим Судом и Царством), поэтому будем довольствоваться горчицей. Сорная горчица — это образ Иисусова движения. Отрицания апокалиптических чаяний здесь нет, но есть определённая насмешка над тем, сколь упрощённо понимали их многие соотечественники Иисуса.

ПРИТЧА О ЗАКВАСКЕ

Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не скисло всё.
Мф 13:33/Лк 13:20–21;

В притче даётся образ чего-то маленького, что постепенно стало большим; Иисус выражает надежду на скорый приход величественного апокалиптического Царства. Однако в «Семинаре по Иисусу» справедливо обратили внимание на необычные особенности притчи.
• Закваска. В иудаизме закваска, как правило, была символом отрицательным, связанным с испорченностью. Не случайно перед Пасхой (праздником в честь исхода из египетского рабства, который также часто рассматривался как прообраз апокалиптического Избавления) всю закваску надлежало убрать из дома: пасха и закваска не совместимы. Даже сам Иисус в другой ситуации использовал этот символ как отрицательный: «Берегитесь закваски фарисейской» (Мк 8:15). Возникает поэтому вопрос: почему в Мф 13:33/Лк 13:20–21 для Царства Божьего использован образ со столь устойчивой негативной репутацией?

«Семинар по Иисусу» видит здесь одно из указаний на девальвацию религиозных ценностей: то, что ранее было сакральным и значимым («опреснок»), лишается ценности, ибо Царство Божие ассоциируется не с опресноком, а с закваской.

Символ закваски в этом случае может намекать не на объективную характеристику вести Иисуса, а на её субъективное восприятие религиозными авторитетами. Иными словами, притча о закваске действительно направлена против стереотипов, но не ставит себе целью постмодернистское низвержение всего и вся. Для антиномистского или антиапокалиптического её понимания нет достаточных оснований. Наблюдения «семинара по Иисусу» верны, но не опровергают концепцию Иисуса как апокалиптического пророка.

Крейг Бломберг( http://esxatos.com/files/blomberg ) даёт несколько иное толкование этим притчам

Две притчи-«близнецы» — о горчичном зерне и о закваске — вводят по одному персонажу: человека, посеявшего горчичиое зерно, и женщину, заквасившую тесто.Текст полностью сосредоточен на зерне и закваске, а люди упоминаются лишь постольку, поскольку
зерно не сеет само себя и хлеб сам себя не заквашивает.
Итак, главный «герой» здесь, соответственно, нечто маленькое — семя и дрожжи, — и этот «персонаж» переживает две
контрастные стадии развития: из малого ничтожного начала происходит неожиданно большой итог

Притчи имеют лишь одну основную тему: Царство постепенно достигнет замечательной величины, хотя, начинается с ничтожной малости.Иисус мог выбрать горчичное зерно именно из-за его вошедшей в поговорку микроскопичности. В таком
случае не было надобности закрывать глаза на тот факт, что горчичный куст отнюдь не достигает высоты кедра, поскольку
контраст между семенем и растением остается разительным
Т.о. , текст можно рассматривать как метафору, в которой начальная и завершающая стадия роста
соответствует зарождению и кульминации Царства .Хотя содержание притчей не выходит за границы реализма, пределы возможного и вероятного здесь расширены: горчичные
кусты редко достигают такой высоты, чтобы в них могли гнездиться птицы, а «три меры муки», в которые женщина помещает
закваску, приравниваются, по разным оценкам, к 25-40 литрам, то есть этого количества хватило бы на сотню едоков. В данном
контексте отсутствует обещание, что Царство достигнет величайшего размаха и последователи Иисуса будут господствовать на
земле, однако ясно, что конечный итог окажется куда более значительным, чем могли бы вообразить слушатели, видевшие
Иисуса с небольшой группой учеников

Если уж искать различиеь между притчами о горчичном зерне и о закваске, то, скорее всего, это различие заключается в том, что первая притча отражает «внешний рост»,а вторая — «внутреннее преображение». Но, учитывая, сколь малое значение придается в этих
притчах процессу роста как таковому, даже это разграничение кажется необязательным.




 

Перейти на