Как Иисус стал Богом
И немного ближе к теме ветки: вы полагаете, что концепция иудеев о грядущем мессии (еще до эллинистического влияния) опирается не только на танах?
А христианство выработало именно ту, о которой вся библия?
О Мессии - в конце текста.
Сначала о главных достоинствах достижениях иудейской философии. Придётся опустить некоторые непривычности - несистематичность, хаотичность, и догматичность этих школ иудаизма.
Главнейшим достижением здесь является представление о "трансцендентности".
Мир ограничен во времени и в пространстве. И существует нечто другое, что не имеет к нему отношения. Грубо говоря - Земля и Небо. Одно не проникает в другое, но существует определённая трансцендентная связь.
Этого эллиническая философия не знала.
Но для современной физики это понимание - основа основ, что в струнной теории, что в инфляционной.
В антропологии и этике также иудеи дали миру абсолютную новость: Этика - Абсолютна, Грех - смерть. Они обретают метафизический смысл.
Другие культуры этого не знали.При некоторой схожести, у них были просто некие правила общественного поведения. Даже богам разрешались "шалости".
У иудеев это были абсолютные Заповеди, без которых жизнь невозможна. Не перед властями - перед Бытием.
Мир иудеи рассматривали как место встречи человека и Бога.
Этого также ни в одной философской мысли других народов не было.
В иудейской философии это не было до конца осмыслено и сформулировано. Т.к. основное внимание было сосредоточено на трактовке Закона.
С проникновением в Александрийскую школу эллинских идей эти вопросы возродились уже в новом осмыслении Платонизма, Стоицизма, Гераклита, Аристотеля, Платона.
Это движение получило бурное развитие за два века до Рождества Христа не только в Александрии, но и в различных школах в диаспоре.
В целом, эти школы призывали избегать буквального толкования Торы, поскольку Моисей, как автор Пятикнижия, с помощью разных образов и выражений обозначает великие тайны природы, которые проницательный ум должен усмотреть в тексте Писания.
С ними, безусловно, был знаком и Гамалиил, и его ученик Павел. ещё до событий по дороге в Дамаск.
Следы эллинического мышления обнаруживаются и в иудейских текстах.
Поэтому "литературные рассуждения", выставляемые здесь копипастами Боцмана, выглядят как бы смешно.
Понятие "Мессии", я бы сказал, вечно открыто.
Павел был не первый и не последний, расширивший это архаичное иудейское понятие (в сущности, абстрактное).
Конкретика наступает только после встречи. О чём Павел и свидетельствовал.