история Иакова и Эсава
Книга Эстер , Мартин Лютер и современность.
Уникальность книги Эстер в немалой степени состоит в том, что молитва и Бог не являются частью повествования. Эстер олицетворяет собой ту грань иудаизма, которая поощряет в людях инициативность, а не полную зависимость от Бога. Вставив в повествование молитву и Бога, католический и православный Ветхий Завет отказался от этого аспекта уникальности Эстер. Книга стала полностью соответствовать главной идее Писания — как еврейского, так и христианского.
Мартин Лютер: "Я великий враг ..и книги Эстер, и я желал
бы, чтобы они вовсе до нас не дошли,
ибо в них слишком много языческих
несуразностей". Комментарий
Лютера любопытен, потому что
объяснений столь твердо выраженной
позиции в нем почти нет, и не ясно , в чем эти "несуразности" заключаются.
В силу отсутствия Бога и чудес
в центре книги Эстер оказывается
важность инициативы,
проявленной людьми, а религиозное
представление о том, что человек
должен целиком и полностью зависеть
от Бога, отходит на второй план.
Заступничество Эстер перед царем
Ахашверошем и раскрытие Мордехаем
заговора с целью цареубийства
представляют собой примеры того, как
действия людей могут
определять события.
Кроме того, в книге Эстер героиней становится женщина, вышедшая замуж за нееврея. Браки между евреями и нееврейками присутствуют в Танахе ,но чтобы еврейка вышла замуж за нееврея — такого в других книгах Танаха не найдешь. Поэтому мотивы героини‑женщины и ассимиляции очень существенны в книге Эстер.
Можно предположить,что сочетание этих двух мотивов, составляющих ядро книги Эстер, и было причиной, по которой Лютер считал себя её врагом.
Эстер представляет собой крайнюю форму ассимиляции, более распространенную сейчас, чем когда‑либо в еврейской истории — когда еврейка вступает в брак с неевреем, но сохраняет приверженность к иудаизму.
Изменение отношения Лютера к иудаизму было вызвано тем, что евреи его отвергли. В начале своего пути, выказывая дружелюбие к евреям, Лютер надеялся, что евреи сочтут его учение истинным и обратятся в христианство. Когда он увидел, что ничего такого не произошло, приязнь Лютера превратилась в ненависть. Если помнить об этом, становится понятно, до какой степени возмущал Лютера брак Эстер с царем Ахашверошем, смешанный брак без перемены веры.
https://lechaim.ru/academy/tri-lika-ester/