Самый известный неизвестный суд
Да, как-то так в первом приближении, отбрасывая некоторые нюансы, например, что император считался не наместником бога, а богом...
http://www.christian-reading.info/data/2012/02/2012-02-03....
В мировоззрении римлянина богом мог стать всякий — вопрос в том, для кого богом.
Так, четырехлетний умерший мальчик в надписи, сделанной его безутеш-
ными родителями именуется «ты — наш бог» и выражается уверенность в том,
что они будут под его защитой...
Наиболее документированным свидетельством являются «божественные
почести» («caelestes honores») Юлию Цезарю в последний год его правления
в качестве диктатора. Марк Антоний, покорив Египет и покорившись Клео-
патре, получил титул нового Диониса-Осириса, а Клеопатра была Афродитой-
Исидой.
Август и его культ были хоть и чем-то новым, однако возникли не на пу-
стом месте. Много было взято из прежней римской традиции, что-то — через
контакт с культурой эллинизма или более примитивными культурами .
К концу римской республики поэтический эпитет «бог» по отношению
к человеку стал очень популярным. Идея апофеоза Юлия Цезаря, несомненно,
имела свои корни в этих влияниях...
Словосочетанию «культ императора» соответствует древнеримский офи-
циальный термин «divini / summi / caelestes honores», высшая форма почестей,
которыми пользовались боги (но не только они одни). К ним относились обряды
жертвоприношения, включавшие как кровавые, так и бескровные жертвы (вино
и ладан), приносившиеся живому или покойному императору...
Язычество — религия, в которой боги не просто многочисленны, а бес-
численны. Каждому из богов поклонялись не как Богу Израиля или христиан —
именно потому, что Он — Бог, а для того, чтобы он помог, проявив свою бо-жественную мощь. Для античного человека, пишет I. Gradel82, вопрос о том,
считали ли императора в самом деле богом, или поклонялись ему, как богу,
значения не имеет.