"Имя им - легион"
О происходившем с Гадар-им бесноватым стали говорить как о болезни ЗНАЧИТЕЛЬНО раньше, чем появились в медицине первые начатки психиатрии.
В ВЗ имеются упоминания о дьяволе и его слугах - бесах. Однако, из ВЗ неизвестно, откуда взялись дьявол, бесы или демоны. В перечне сотворённых Богом существ в кн. Бытия о них не сообщается. Поэтому вероятно, kak полагают многие исследователи, всё, чему об этом учит церковь, явл. продуктом творчества христ-их писателей первых веков. Это отразилось в книгах НЗ, писаниях отцов церкви.
Nекоторые исследователи Библии считают, что Ветхозаветные бесы –это идолы .Так,vo Вт.32,17 и Пс.105,37 упоминаются бесы, тогда как из текста ясно, что речь здесь идет об идолах, Ханаанских божествах - бесах. Во Вт.28,22-28,59-61 заранее предупреждается, что за поклонение идолам (бесам) наказанием будут душевные болезни. Вероятно, поэтому в НЗ душевнобольных называют бесноватыми. Однако надо заметить, что бесы упоминаются не в связи с грехом, а только с болезнью.НЗ нигде не изображает одержимых как людей необычно испорченных Об Иисусе Христе не говорится, что Он изгонял бесов зависти, убийства или похоти.
Сказать, что из кого-то были изгнаны бесы, равносильно сказанному, что этот кто-то был излечен от некоей душевной болезни. Душевные болезни в то время были полной загадкой, а потому в таких случаях и говорилось об "обладании бесами". В ветхозаветные времена так же считалось, что злой(нечистый) дух доставляет людям душевные неурядицы или же расстройства (Суд.9,23; 1Цар.16,14; 18,10). Тот же язык сохранился и до новозаветных времен. Ну, а то что бесы непосредственно связаны с болезнями, видно из следующего: "К Нему принесли многих бесноватых, и Он изгнал духов словом и исцелил всех больных, да сбудется реченное чрез пророка Исаию, который говорит, Он взял на Себя наши немощи, и понес болезни" (Мф.8,16,17). Здесь человеческие немощи и болезни приравниваются к бесноватости и злым духам. Можно сказать, что в НЗ употребляется "жаргон" того времени для описания душевной или какой-нибудь неизвестной болезни в виде "обладания бесами".
Однако, в Новом Завете достаточно много мест, в которых о бесах говорится довольно недвусмысленно. Библия не может противоречить сама себе, i eсли в Библии ясно сказано, что от Бога происходит все, и в том числе наши проблемы ( «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45,7) ), то та же Библия в другом месте не может сказать нам, что эти проблемы пришли от бесов, противников Божиих. Скорее всего, причина этого кроется в том, что в новозаветные времена в лексиконе Израиля любая непонятная болезнь приписывалась бесам.
В наст. время церковь признаёт, что психические расстройства возникают на биологич. уровне, на фоне неврологич. патологии,под воздействием разнообразных факторов, а также вследствие генетич. предрасположенности.о. Поэтому нельзя каждое психическое заболевание приписывать злу, греху или бесу! Такая болезнь гораздо чаще бывает вызвана поврежденной нервной системой человека, чем бесовским наваждением или, как считает церковь, таким грехом, который человека оторвал от всякой связи с Богом.Шизофрения, или эпилепсия, или др. психич. расстроиство –это болезнь, а не беснование, сколько бы ни принимали ее проявления за одержимость бесами далекие от медицины люди.
Однако, как писал архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) , " причины многих душевных болезней неизвестны учёнейшим психиатрам. Не знаем мы и причины буйного помешательства. Но представляется несомненным, что в числе буйно помешанных есть известный процент подлинно "бесноватых" .
У верующих людей болезнь может тесно переплетаться с его религиозностью; психич. нарушения имеют ряд особенностей: упорные мысли о богооставленности, отчаяние во спасении, убеждённость самого больного в том, что им управляют "бесы".... в психиатрии есть диагноз, именуемый "религиозная параноя", проявления к-рой очень разнообразны, -во всех этих случаях может помочь священник или если эти симптомы держатся достаточно длительно, - православный психиатр.
Ваши представления о "бесах" и "бесноватости" ?