Формула любви
Итак,
Ветхозаветные законы, регулировавшие рабство, обеспечивали высокий уровень социальной и юридической защиты рабов (Исход 21:20-27 ; Левит 25:44-46 ).«Рабство» в библейские времена часто походило больше на взаимоотношения работодателя и работника, нежели на ситуацию хозяин/раб. Продажа в рабство часто являлась наказанием, определяемым властями, на основании совершенного преступленияВо Второзаконие 23:15,16 Бог делает незаконным возвращение беглых рабов их хозяевам. Как говорится:«Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком-нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его»
А что мы видим в Н.З.?.
В Послан. к Филимону Павел рассказывает о своём возвращении беглого раба, которого он перед этим крестил, ЗАКОННОМУ хозяину , поскольку раб был имуществом и должен был принадлежать хозяину. При этом послание полно высоких фраз о равенстве перед Богом ("Прими его, как моё сердце)... Это событие во многом дало основание для "Закона о беглых рабах" в США (19 век), когда для беглых рабов был предусмотрены самые жестокие наказания
В основе института рабства в Римск.империи лежали идеи Аристотеля, к-рые полностью отсутствуют в ВЗ.Аристотель считал, что люди не равны по природе. ," ибо одни люди предназначены повелевать, а другие – подчиняться и следовать указаниям первых.Рабы – это прежде всего варвары, отличные от господ как телом, приспособленным к грубому физическому труду, так и «рабской» душою. Раб – «одушевленный инструмент» , часть имущества господина, отличающаяся от другого имущества лишь тем, что имеет человеческие душу и тело.А кроме того, рабство и необходимо; ведь нет ничего другого, что могло бы заменить раба, рассматриваемого как одушевленное орудие"
Рабовладение содействовало расцвету Древнего Рима, а бесчеловечное обращение с подневольными людьми воспринималось как норма. Жестокое обращение с рабами было освящено и преданиями, и обычаями, и законами
Древние историки оставили нам много описаний ужасного положения, в котором находились римские рабы
" ...Цепь, кандалы, палка, бич были в большом ходу. Нередко случалось, что господин приказывал бросить раба в колодец или печь или посадить на вилы. Вольноотпущенник Ведий Поллион за разбитую вазу велел бросить раба в садок с муренами. Август приказал повесить на мачте раба, убившего и съевшего его перепёлку. В рабе видели существо грубое и нечувствительное и поэтому наказания для него придумывали возможно более
ужасные и мучительные. Его мололи в мельничных жерновах, облепляли голову смолой и сдирали кожу с черепа, обрубали нос, губы, уши, руки, ноги или подвешивали голого на железных цепях, оставляя на съедение хищных птиц; его распинали, наконец, на кресте. . В случае убийства господина рабом подвергались смерти все рабы, жившие с господином под одной крышей.С юридической точки зрения раб как личность не существовал; во всех отношениях он был приравнен к вещи (res mancipi), поставлен наравне с землей, лошадьми, быками ....."
Т.о. говоря о рабстве и рабовладельцах, о "БУКВАЛьНОМ прочтении
Библии, как источника, отражающего волю Бога" , я имел в виду римские традиции
и НЗ, но не ВЗ, где само традиционное понятие "раб" - использовано неточно.