"Страдающий Раб" . Книга пророка Исайи ,глава 53
Выше уже отмечалось, что до 11 века ( до Раши) все ранние комментаторы 53 гл Исайи видели в "Рабе" - Машиаха (Мессию), но после жестоких кровавых притеснений евреев христианами( в "ответ" на них) появилась немессианская интерпретация, чтобы дистанцироваться от хр-ва. . При этом обе трактовки вызывают ряд вопросов .
Вопросы к немессианскому толкованию:
Относительно ""добровольности" страданий. Не мог Израиль добровольно "рассеяться", отдать на разрушение свои святыни. Напротив, он всегда отчаянно боролся..В описанных местах Пророчества речь наиболее вероятно - о личности Спасителя. А необычное поведение Раба перед обвинителями ("не открывал уст своих...как агнец" (53:7) удивительно похоже на то, что написано о страстях Христовых в НЗ.
Как можно объяснить С точки зрения не-мессиан это место: "сколько был обезображен лик ЕГО ... МУЖ скорбей"? МУЖ- понимается как личность, один человек. Хотя можно предположить, что тут описано отношение язычников к "безобразному лику" Израиля , который как нередко в Библии, обозначен в ед. числе как "РАБ МОЙ"(Ис 49:3)...
Не меньше вопросов возникает при христианском толковании.
Как может Бог представлять Сына, единосущного - в унизительном, хоть и благородном образе раба? Да и сами евреи ждали своего Машиаха - блестящего, могущественного Царя, к-рый будет править "от моря до моря", кто освободит Израиль, а не безгласного "агнца"...
Как вы понимаете стих: "Увидит он семя (потомство), будет долголетен". Ученики и последователи - это не есть потомство ("семя" - это не учение)..О каком продлении дней можно говорить, если Иисус погиб молодым? Про вечность так не говорят, тут речь о физическом долголетии.
И наконец, это место: "Я дам Ему удел среди великих, и с сильными будет делить добычу,...за то что грех многих нёс". В духовном воплощении в христианстве Христос - Бог. Как может Он Сам Себя наградить тем, что даст "удел среди великих"?, т.е."праведников". Это ли награда Иисусу, котор. "одесную"Бога- Отца" сидит?
Прочество,вероятно, может иметь двойной смысл: в образе Раба можно увидеть и народ Израиля и Мессию. Второй подход , более традиционный для самого Израиля, - очень близок к Христианскому, если признавать в Мессии ЧЕЛОВЕКА, не Бога! Можно надеяться, что это роковое противоречие двух религий когда-нибудь будет преодолено?