Deutsch

"кто ударит тебя в правую щёку ..."

22.01.17 00:27
Re: "кто ударит тебя в правую щёку ..."
 
Boatman знакомое лицо
в ответ Boatman 18.01.17 22:39, Последний раз изменено 22.01.17 10:26 (Boatman)

почему эта заповедь оказалась ЕДИНСТВЕННОЙ, аналог которой, в отличие от остальных , полностью отсутствует в ВЗ ?


Попробую сам ответить на этот вопрос.Итак, христиане не могут оспорить тот факт,что в ВЗ содержатся практически все аналоги заповедей НЗ, кроме одной: "Не противься злому". Причём эта заповедь противопоставляется Христом принципу Талиона: "Вы слышали, что сказано: око за око, зуб, за зуб. А я говорю вам....". Чтобы ответить на вопрос об отсутствии в ВЗ этой заповеди , следует остановиться на этом принципе, который буквально пронизывает весь ВЗ. Согласно принципу Талиона , мера наказания должна воспроизводить вред , причинённый пострадавшему , и этот вред определяет судья. Во Второзак. расписана детально целая система штрафов и компенсаций на разные случаи преступлений. Только за убийство полагается смертная казнь: "и не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, к-рому надлежит умереть, но смерти он будет предан". Кант допускает также существование в некотор. случаях вместо денежного эквивалента ущерба за страдание относительного равновесия преступления и наказания, напр., за изнасилование - кастрацию. Златоуст давал положительную оценку принципу Талиона: "Законодатель предписал "око за око" не для того, чтобы мы вырывали глаза друг у друга, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным" . Этот принцип - как математическое равенство, дозволяющее причинить преступнику не больше зла, чем он сам сделал.Принцип Талиона сохраняется и сейчас в обществ. сознании как торжество справедливости.

До пришествия Иисуса в ВЗ-обществе наряду с юридич. правилом Талиона, действовал нравственный закон": "Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы с тобой поступали". На христианскую интерпретацию Талиона Иисусом влияние оказала эта фраза из Левит 19:18: "Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего. Но люби ближнего, как самого себя.Я , Господь".Т.е. Левит связывает любовь к ближнему с отказом от мести. Христос "преобразовал" ("усовершенствовал") эту формулировку "правилом правой щеки" , запрещающей "противиться злому" ,лишь кротостью, терпением и любовью подавляя зло. Хотя у Христа ничего не сказано о возможности угрозы жизни со стороны обидчика, христ-ми толкователями подразумеается, что речь идёт не более, чем об оскорблении, - "пощёчине".

В ВЗ ( в иудаизме) чётко различаются два уровня требований к поведению человека: уровень законодательно-юридический - заповедь как норма,соблюдение к-рой требуется от каждого, а также уровень высокого морального идеала- не обязательного, но желательного. В христианстве же, сконцентрировавшемся на призыве к праведности, имеется только уровень морального идеала (высшей праведности) и именно к этому идеалу применяется термин "заповедь". Т.о. заповедь в христ-ве - почти не достижимый для обычного верующего идеал, в отличие от ВЗ , где заповеди играют роль реального закона, к-рому обязано подчиняться все общество.

Поэтому, вероятно, эта заповедь Христа и отсутствует в ВЗ: Бог (или составители Библии), давал человечеству только те заповеди ( ЗАКОНЫ), которые ему под силу было исполнить.
 

Перейти на