а сначала не было так…
http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=10722&query=�%D...
Хотя в библейские времена в высших слоях общества и была распространена полигамия (см., например, Суд. 8:30; II Сам. 5:13; I Ц. 11:3; II Хр. 11:21),
многочисленные упоминания одной жены позволяют полагать, что моногамия была основной формой БРАКа (см., например, Пс. 128:3; Пр. 12:4, 18:22, 19:14, особенно 31:10–31).
Талмуд усматривает в безбрачии противоестественное состояние; грешит не тот, кто женат, а неженатый, ибо он «проводит все дни свои в греховных мыслях» (Кид. 29б), живет «без радости, без благословения, без блага» (Иев. 62б) и не является мужчиной в полном смысле слова (там же, 63а); неженатый кохен не может исполнять обязанности первосвященника в Иом-Киппур (Иома 1:1). Сексуальное желание не является порочным или постыдным; регулируемое и
контролируемое БРАКом, оно служит благим целям, ибо без него «никто не смог бы создать дом, жениться и родить детей» (Быт. Р. 9:7). Брак настолько важен, что мужчине разрешается продать свиток Торы (см. Сефер-Тора), чтобы жениться (Мег. 27а), а женщине лучше терпеть несчастливый БРАК, чем оставаться незамужней (Иев. 11За; Кид. 7а). Брак не должен заключаться ради денег (Кид. 70а).