Вечные муки ада
Христианство трудно представить без деления человечества на спасенных и отверженных.
Неизбежным следствием дара духовной свободы будет то, что великое множество людей, по каким-то причинам не пришедших к вере в Христа и не искупленных Им, после Страшного Суда будет проклято и отправлено в ад. Часто акцент делается на ипостаси Иисуса Христа как сострадательного Спасителя человеков, но при этом не редко забывают об Его ипостаси сурового Судьи. В Евангелия от Иоанна с одной стороны написано: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную...» Это очень красивое и часто цитируемое место Евангелия. Однако далее через один стих сообщается буквально следующее: «Верующий в Него не судится, а не верующий
уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Ин. 3: 16, 18).
Именно такой Христос скажет кому-то следующие жесткие слова: «Идите от Меня, проклятые в огонь вечный» (Мф. 25: 41) ... широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и не многие находят их» (Мф. 7: 13-14).
Согласно Евангелию, Бог хочет, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2: 4). К этому можно добавить еще одно высказывание, согласно которому Бог долготерпелив, «не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Петр. 3: 9). Но если в итоге хотя бы один грешник будет вечно гореть в
аду, это может означать то, что план Бога по спасению всех людей потерпел поражение, а зло все же одержало, как минимум, частичную победу.
Относительно вечных адских мук существует множество иных недоумений. В самом деле, греховность человека всегда ограничена некоторой величиной, но почему тогда наказанием за нее будут вечные муки? Кроме того, недоумение вызывает и то, что праведники будут наслаждаться в раю в то время как прочие люди, включая людей близких для этих самых праведников, будут испытывать невыносимые страдания в аду. Фома Аквинский, например, высказал мысль, что праведники в раю будут испытывать дополнительное удовлетворение от созерцания мук грешников, справедливо горящих в аду; а блаженный Августин, человек равно авторитетный как для католиков, так и для православных, полагал, что вечно гореть в
аду наряду с откровенными преступниками и безбожниками будут также младенцы, которых по каким-либо причинам не успели крестить на земле.
Как совместить зло - вечное горение в аду миллиардов не-спасенных душ, отвергнутых Богом. - с представлением о благости Бога?