„Если бога нет, то все позволено“ ?
Итак, воскресение во плоти, последний суд и грядущее царство праведников —
параллели с христианством здесь очевидны. На самом деле их ещё больше:
празднование 25 декабря как дня рождения Митры, почитание седьмого дня
недели, омовение при посвящении в таинства (крещение), нанесение
священного знака на лоб (миропомазание), вкушение освященного хлеба и
воды, в которую добавлялось вино (причастие). В трудах христианских
авторов, чья вера распространялась по Римской империи в то же самое
время, что и митраизм, подобное сходство представлено как результат
козней Дьявола, задумавшего поглумиться над святыми таинствами,
установленными Христом. Ну, а в наше время существует точка зрения,
согласно которой параллели между двумя религиями рассматриваются как
доказательство сенсационного тезиса: христианство — не более, чем калька
с митраизма.
Однако на такой вывод был
бы чересчур поспешным.
Дело в том, что ритуалы, сходные по форме с крещением, причащением,
соборованием или миропомазанием, так же как и апокалипсические чаяния,
характерны для многих эллинистических культов. Так же обстоит дело и с
25 декабря. Этот день привязан к периоду зимнего солнцестояния, а почти
все восточные верховные боги связаны с солнечным культом. И митраисты, и
христиане просто использовали сложившуюся за многие века духовную
традицию. Однако не они определяют сущность культа. Если мы сравним
религии Христа и Митры, станет очевидным, что между ними существуют три
принципиальных различия. Первое: митраизм — религия политеистичная,
христианство же признает только одного Бога. Второе: христианство — это
религия умирающе-воскресающего божества (что роднит его с культом
Осириса или Адониса), приносящего себя в жертву; Митра не проходит через
смерть, вместо себя он приносит в жертву быка. И третье: митраизм
признает автономность зла — ведь Ахриман-Плутон такой же сын Кроноса,
как и Юпитер. Значит, зло миру присуще изначально (пусть оно и будет
уничтожено в конце времен). В христианстве зло — это аномалия, к которой
Творец не имеет никакого отношения.
И тем не менее до сих пор
поражают воображение слова, сказанные Эрнестом Ренаном (Joseph Ernest
Renan, 1823–1892): «Если бы христианство было остановлено в своем
развитии каким-то смертельным недугом, мир бы стал митраистским». Так
был ли у Митры шанс занять место Христа? На наш взгляд — нет. И вот
почему. Конечно, митраистов было гораздо больше, чем поклонников
каких-либо иных мистериальных эллинистических культов. Но все-таки
митраизм — это в первую очередь религия власти и действия, и к ней
склонялись по большей части солдаты и чиновники. Их было около одного
миллиона, при общей численности населения империи — 55 миллионов.
Однако
социальная база христианства была шире. Оно не только чтило долг и
справедливость, как митраизм. Христианство предлагало то, чего не могла
дать ни одна античная религия — милосердие и прощение, которые нужны
всем и всегда. Митра был справедлив, но беспощаден к тем, кто по
какой-то причине переступил порог греха. Христос же ради грешных принял
смерть. Кроме того, митраизм был исключительно мужской религией, к
женским мольбам бог был равнодушен. В христианстве же женщины играли
очень важную роль. Многие римские аристократы стали христианами именно
под влиянием своих жен.