Login
ПРАВОСЛАВИЕ
2957 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort november rain 09.03.10 12:24
Человек обладает свободной волей; он может творить добро или зло по собственному выбору. Это факт нашей жизни, который мы постоянно наблюдаем и от которого нам никуда не деться. Но откуда же появилось распространенное в роде человеческом мнение, что все наши поступки по собственному свободному произволению чем-то ограниченны, скованы, стеснены какими-то внешними рамками, нам неведомыми и неподвластными? Это мнение тоже основано на целом ряде житейских наблюдений. Вы можете вспомнить такие примеры из своего собственного опыта. Очень хотелось чего-то избежать, были сделаны соответствующие действия, но столь нежелательная неприятность все-таки нас настигает, хотя и при иных обстоятельствах. Итак, подумайте сами, как сопоставить факты того и другого рода: с одной стороны свободу наших действий, с другой - роковую ограниченность этой свободы? И более важный
вопрос: наша участь после смерти уже запрограммирована или зависит от нас самих?
Несомненно, мы поступаем по своей воле, но эта воля ограниченна чьею-то более сильною волею. Вопрос на самом деле сводится к следующему: эта внешняя, ограничивающая нас, воля - чья она? живая ли она? учитывает ли она наше нравственное состояние?
По характеру ответа на этот вопрос люди делятся на верующих в судьбу и на верующих в Промысел Бога Живого. Обратим внимание, что данные для решения задачи (воля свободна, но свыше ограничена) оспорить невозможно, но единственного ответа, выводимого железною логикою или неопровержимым опытом, они не дают. Решение остается в области веры, а потому спор о судьбе и Промысле будет, вероятно, вестись во все время жизни рода человеческого, как и велся он до нас.
Верующие в судьбу или рок (фаталисты) представляют ограничение нашей воли железным и механическим. Невозможно идти против судьбы, как невозможно, создать вечный двигатель. Фаталистам в сущности незачем молиться Богу. Ведь это противоречило бы их взглядам на неизменность своей судьбы, подобной законам природы.
Но есть и другая вера. Это вера в то, что наши желания и действия ограничены свыше волею Живого, любящего нас Творца и Промыслителя, Который, кроме того, выше законов природы, не охватывается ими, а иногда может и нарушать их, если сочтет необходимым. При наличии такой высшей ограничительной воли человек также неспособен сделать все, что ему хочется, он не есть хозяин своей судьбы, но и судьба эта не представляется мертвой и неизменной
В рамках такого христианского представления о судьбе вполне объяснимы ситуации, когда человек, заранее получив предсказание о своем будущем, делает все возможное, чтобы избежать его, но тщетно. Судьба настигает его с роковой неизбежностью. Таково было, например, обращение ко Христу святого царевича Иоасафа (память 19 ноября). Оно было предсказано заранее отцу - языческому царю Авениру, который сделал все возможное, чтобы не допустить до слуха сына евангельского благовестия, но нисколько не имел успеха в своем сражении с предвозвещенной волей Божией. В этом нет ничего удивительного. Бог действительно сильнее любого человека, хотя бы то был царь или мудрец, и волю Свою Он осуществляет без затруднений. Для нас это может создать видимость полной непреложности, "железности", а потому и мертвости Его воли. Но это не так.
Воля Бога Живого при всей своей силе действует не механически, но ориентируясь на нравственное состояние людей. Бог возвестил через пророка Иону, что через три дня придет наказание жителям города Ниневии, известным своими страшными беззакониями и нечестием. Ниневитяне покаялись в своих грехах все поголовно с постом, плачем и молитвами ко Господу, - и были помилованы. Точно так же за покаяние и исправление нрава могут быть помилованы любые грешники, только было бы к тому их собственное желание.
Таким образом и вечная наша участь, и обстоятельства земной жизни не определяются мертвым роком. Воля Божия состоит в том, чтобы мы спаслись, но если наше желание с ней не совпадает, то Бог не принуждает, а оставляет нас в плену нашей злой воли.
При этом Бог, конечно, наперед знает, чья человеческая воля чего хочет, а, следовательно, и кто будет спасаться или погибнет. Для Бога нет времени, судьбы мира и каждого из нас Он созерцает из вечности, прошлое и будущее для Него равноправны. Мы не можем так воспринимать действительность. Но то, что Бог видит, куда склонилась наша воля, никак не означает, будто Он Сам так ее направил, предопределив нашу судьбу в вечности. Положим, мы видим, как человек смело идет по тонкому льду. Мы знаем, что он провалится, мы можем окликнуть находящегося в опасности. Но наше знание о беде не есть еще предопределение о ней. Так и Бог предупредил нас заранее о греховной опасности, чтобы мы миновали ее. Этим Он показывает, что никому не предопределил вечной погибели, хотя и предвидит погибель тех, кто упорно не желает слушаться Его.
Несомненно, мы поступаем по своей воле, но эта воля ограниченна чьею-то более сильною волею. Вопрос на самом деле сводится к следующему: эта внешняя, ограничивающая нас, воля - чья она? живая ли она? учитывает ли она наше нравственное состояние?
По характеру ответа на этот вопрос люди делятся на верующих в судьбу и на верующих в Промысел Бога Живого. Обратим внимание, что данные для решения задачи (воля свободна, но свыше ограничена) оспорить невозможно, но единственного ответа, выводимого железною логикою или неопровержимым опытом, они не дают. Решение остается в области веры, а потому спор о судьбе и Промысле будет, вероятно, вестись во все время жизни рода человеческого, как и велся он до нас.
Верующие в судьбу или рок (фаталисты) представляют ограничение нашей воли железным и механическим. Невозможно идти против судьбы, как невозможно, создать вечный двигатель. Фаталистам в сущности незачем молиться Богу. Ведь это противоречило бы их взглядам на неизменность своей судьбы, подобной законам природы.
Но есть и другая вера. Это вера в то, что наши желания и действия ограничены свыше волею Живого, любящего нас Творца и Промыслителя, Который, кроме того, выше законов природы, не охватывается ими, а иногда может и нарушать их, если сочтет необходимым. При наличии такой высшей ограничительной воли человек также неспособен сделать все, что ему хочется, он не есть хозяин своей судьбы, но и судьба эта не представляется мертвой и неизменной
В рамках такого христианского представления о судьбе вполне объяснимы ситуации, когда человек, заранее получив предсказание о своем будущем, делает все возможное, чтобы избежать его, но тщетно. Судьба настигает его с роковой неизбежностью. Таково было, например, обращение ко Христу святого царевича Иоасафа (память 19 ноября). Оно было предсказано заранее отцу - языческому царю Авениру, который сделал все возможное, чтобы не допустить до слуха сына евангельского благовестия, но нисколько не имел успеха в своем сражении с предвозвещенной волей Божией. В этом нет ничего удивительного. Бог действительно сильнее любого человека, хотя бы то был царь или мудрец, и волю Свою Он осуществляет без затруднений. Для нас это может создать видимость полной непреложности, "железности", а потому и мертвости Его воли. Но это не так.
Воля Бога Живого при всей своей силе действует не механически, но ориентируясь на нравственное состояние людей. Бог возвестил через пророка Иону, что через три дня придет наказание жителям города Ниневии, известным своими страшными беззакониями и нечестием. Ниневитяне покаялись в своих грехах все поголовно с постом, плачем и молитвами ко Господу, - и были помилованы. Точно так же за покаяние и исправление нрава могут быть помилованы любые грешники, только было бы к тому их собственное желание.
Таким образом и вечная наша участь, и обстоятельства земной жизни не определяются мертвым роком. Воля Божия состоит в том, чтобы мы спаслись, но если наше желание с ней не совпадает, то Бог не принуждает, а оставляет нас в плену нашей злой воли.
При этом Бог, конечно, наперед знает, чья человеческая воля чего хочет, а, следовательно, и кто будет спасаться или погибнет. Для Бога нет времени, судьбы мира и каждого из нас Он созерцает из вечности, прошлое и будущее для Него равноправны. Мы не можем так воспринимать действительность. Но то, что Бог видит, куда склонилась наша воля, никак не означает, будто Он Сам так ее направил, предопределив нашу судьбу в вечности. Положим, мы видим, как человек смело идет по тонкому льду. Мы знаем, что он провалится, мы можем окликнуть находящегося в опасности. Но наше знание о беде не есть еще предопределение о ней. Так и Бог предупредил нас заранее о греховной опасности, чтобы мы миновали ее. Этим Он показывает, что никому не предопределил вечной погибели, хотя и предвидит погибель тех, кто упорно не желает слушаться Его.