Вход на сайт
Традиции Родноверия и дохристианская Вера
5638 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ wolfi22 15.02.09 14:42, Последний раз изменено 18.02.09 02:02 (SlowLove)
спасибо за ссылки
вот еще новое узнала для себя))))
Есть такое мировое дерево и у славян, это ель или сосна в Северной традиции,
связанная с богом Велесом, и дуб в Южной традиции, связываемый с громовником
Перуном.
Связь дуба с иными мирами в славянском фольклоре достаточно хорошо известна.
Так пословицы: дать дуба- (умереть), смотреть в дуб- (быть при смерти) связывают это
дерево с миром смерти, по народным поверьям по дубу покойники могут попасть в
земной мир. Дубы издревле посвящались громовнику Перуну, и служили способом связи
с его (иным) миром. Дуб на острове Хортица, что на Днепре, издавна почитался казаками,
ждущими через обряд связи с божественными мирами. Дуб в русских сказках частое
место перемещения героя в иные миры, или место связи с этими мирами: на дубе
находится смерть Кощея Бессмертного, в нем находится дупло, хранящее несметные
сокровища и стихии.
Дуб как мировое дерево прямо выступает в одной из старинных рукописей:
Вопрос: Скажи мне, что держит землю? Ответ: Вода высока. -Да что держит
камень? - четыре золотые кита. - Да что держит золотых китов? - Река огненая. - Да что
держит тот огонь? -Дуб железный, еже есть первопосажден от всего же, корение на
силе божьей стоит-89.
Ель или сосна тaкже выступает мировым деревом в славянском фольклоре. Хорошо
известно, что ветви ели бросают на пути похоронной процессии и их же кидают на
крышку гроба. Ель и сосна v вечнозеленые деревья, поэтому в представлении древних
народов, связаны с бессмертием и возрождением. Ветки ели или сама ель связана с миром
мертвых, так как она символически указывает на бессмертие души. Наша новогодняя ель
v тот же символ продолжения жизни в Новом Году.
В народных песнях говорится, что у сосёнушки есть три угодьица; в них живут
яры пчелы-(олицетворение подземного мира и перехода из него), -бел горностай-
(символ земного мира, некий аналог белки, бегающей по скандинавскому мировому древу
Игграсиль), -весел сокол- (символ небесного мира)90.
Мы видим троичное деление вселенной у славян, где мировым деревом в северной
традиции выступает ель или сосна.
Чаще всего мировое дерево славян называлось просто древо и несло в себе
архетипический принцип связи между мирами. Указания на мировое древо славян имеется
в "Слове о полку Игореве":
"Тогда въступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему
тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста;
збися Див, кличет верху древа v велит послушати земли незнаеме, Волзе, и Поморию, и
Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тьмутораканьскый болван! А половци
неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телегы полунощы, рци лебеди
роспужени..."
"Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу,
серым волком по земли, шизым орлом под облакы..."
"О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по
мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в
тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку: "Не буря соколы
занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому". Чи ли воспети было,
вещей Бояне, Велесовь внуче: "Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве. Трубы
трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле."
89 Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия// Сочинения А.П. Щапова. v Спб, 1906.-
Т.1.- С. 105.
90 Виноградов Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1978.- С.153.

вот еще новое узнала для себя))))
Есть такое мировое дерево и у славян, это ель или сосна в Северной традиции,
связанная с богом Велесом, и дуб в Южной традиции, связываемый с громовником
Перуном.
Связь дуба с иными мирами в славянском фольклоре достаточно хорошо известна.
Так пословицы: дать дуба- (умереть), смотреть в дуб- (быть при смерти) связывают это
дерево с миром смерти, по народным поверьям по дубу покойники могут попасть в
земной мир. Дубы издревле посвящались громовнику Перуну, и служили способом связи
с его (иным) миром. Дуб на острове Хортица, что на Днепре, издавна почитался казаками,
ждущими через обряд связи с божественными мирами. Дуб в русских сказках частое
место перемещения героя в иные миры, или место связи с этими мирами: на дубе
находится смерть Кощея Бессмертного, в нем находится дупло, хранящее несметные
сокровища и стихии.
Дуб как мировое дерево прямо выступает в одной из старинных рукописей:
Вопрос: Скажи мне, что держит землю? Ответ: Вода высока. -Да что держит
камень? - четыре золотые кита. - Да что держит золотых китов? - Река огненая. - Да что
держит тот огонь? -Дуб железный, еже есть первопосажден от всего же, корение на
силе божьей стоит-89.
Ель или сосна тaкже выступает мировым деревом в славянском фольклоре. Хорошо
известно, что ветви ели бросают на пути похоронной процессии и их же кидают на
крышку гроба. Ель и сосна v вечнозеленые деревья, поэтому в представлении древних
народов, связаны с бессмертием и возрождением. Ветки ели или сама ель связана с миром
мертвых, так как она символически указывает на бессмертие души. Наша новогодняя ель
v тот же символ продолжения жизни в Новом Году.
В народных песнях говорится, что у сосёнушки есть три угодьица; в них живут
яры пчелы-(олицетворение подземного мира и перехода из него), -бел горностай-
(символ земного мира, некий аналог белки, бегающей по скандинавскому мировому древу
Игграсиль), -весел сокол- (символ небесного мира)90.
Мы видим троичное деление вселенной у славян, где мировым деревом в северной
традиции выступает ель или сосна.
Чаще всего мировое дерево славян называлось просто древо и несло в себе
архетипический принцип связи между мирами. Указания на мировое древо славян имеется
в "Слове о полку Игореве":
"Тогда въступи Игорь князь в злат стремень и поеха по чистому полю. Солнце ему
тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста;
збися Див, кличет верху древа v велит послушати земли незнаеме, Волзе, и Поморию, и
Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, тьмутораканьскый болван! А половци
неготовами дорогами побегоша к Дону великому; крычат телегы полунощы, рци лебеди
роспужени..."
"Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мысию по древу,
серым волком по земли, шизым орлом под облакы..."
"О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по
мыслену древу, летая умом под облакы, свивая славы оба полы сего времени, рища в
тропу Трояню чрес поля на горы! Пети было песнь Игореви, того внуку: "Не буря соколы
занесе чрез поля широкая, галици стады бежать к Дону великому". Чи ли воспети было,
вещей Бояне, Велесовь внуче: "Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве. Трубы
трубять в Новеграде, стоять стязи в Путивле."
89 Щапов А.П. Исторические очерки народного миросозерцания и суеверия// Сочинения А.П. Щапова. v Спб, 1906.-
Т.1.- С. 105.
90 Виноградов Л.Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян. М., 1978.- С.153.
Мы можем столько, сколько мы знаем...