Login
Все, что вы хотите знать о евреях...
20152 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Epsylon 10.07.08 14:01
Не приходится удивляться что слыша слово "Договор", мы тут же начинаем интерпретировать его в привычных терминах приема-увольнения, раздела собственности и т.п. Но речь тут о духовном, здесь другой предмет. Отдаленная аналогия - если вы отдали другу велосипед то он теперь у друга. Если же Вы поделились с ним информацией то она теперь у обоих.
На протяжении Библии заключается не один договор с Создателем. Вплоть до Моисеева закона речь идет скорее о личных договоренностях, и только 10 заповедей дарованы всему народу. Суть отношений однако подчеркивается еще раньше - в борении Иакова с богом, после чего он получает имя Израиль то есть "боровшийся с богом".
Но смысл важнее. Вплоть до потопа, как пишет Фромм, "...истребление человека и спасение Ноя - произвольные действия бога. Он может делать все, что захочет, как любой сильный вождь племени. Но после потопа отношения бога и человека радикально меняются. Между ними заключается соглашение, по которому бог обещает, "что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли" (Быт. 9: 11). Бог обязуется не истреблять более жизни на земле, а человек должен выполнять первую и самую главную библейскую заповедь - не убивать: "...Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его" (Быт. 9: 5)....
Начиная с этого момента отношения бога и человека претерпевают глубокое изменение. Бог больше не абсолютный правитель, действующий по собственному усмотрению, он связан "конституцией", которой должны придерживаться и он сам, и человек; он связан принципом, который не может нарушить, - принципом уважения к жизни. Бог может наказать человека, если тот нарушит этот принцип, но и человек может осудить бога, если тот окажется виновным в его нарушении...."
В качестве иллюстрации Фромм приводит забавную историю из Талмуда :
".... Несколько знаменитых ученых-раввинов не соглашались со взглядами Равви Елиазара насчет ритуального закона. "Равви Елиазар сказал им: "Если закон таков, как я полагаю, пусть это дерево даст нам знать". После чего дерево перенеслось на сто метров (некоторые говорят, что на четыреста). Коллеги сказали ему: "Дерево ничего не доказывает". Он сказал: "Если я прав, пусть
этот ручей даст знать". После чего ручей потек вспять. Коллеги сказали: "Ручей не доказательство". Он настаивал: "Если закон таков, как я полагаю, тогда стены этого дома во свидетельство". После чего стены начали падать. Но Равви Иосия закричал на стены: "Что вам за дело падать, когда ученые обсуждают вопрос о законе?" Тогда стены остановились из уважения к Равви
Иосии, но из уважения к Равви Елиазару не выпрямились. И так они стоят до сих пор. Равви Елиазар продолжил доказательство: "Если закон таков, как я полагаю, небо будет во свидетельство". После чего раздался небесный глас: "Что вы имеете против Равви Елиазара, ведь закон таков, как он говорит". Тогда поднялся Равви Иосия и сказал: "В Библии записано: закон не на
небесах. Что это значит? Согласно Равви Иеремии, это означает, что с тех пор, как на горе Синай дана Тора, мы более не внимаем небесным голосам, ибо записано: принимайте решение по мнению большинства". Так вышло, что после этого Равви Нафан (тоже участвовавший в споре) встретил Пророка Илию (сошедшего на землю) и спросил его: "Что сказал бог, когда у нас случился
спор?" Пророк ответил: "Бог улыбнулся и сказал: мои дети взяли верх, мои дети победили" (*)...."
Роль бога в истории, по Фромму, в том, что он посылает своих провозвестников, которые указывают человеку новые цели, альтернативы для выбора, и протестуют против действий приводящих человека к потере самого себя.
Итак, мы можем следующим образом интерпретировать суть договора и отношения сторон. "Ответственность" со стороны бога имеет форму залога, в качестве которого вносится любовь Творца к своему творению. В отличие от велосипеда утратить эту любовь он не может, но может лишать ее отдельных людей за грехи. Таковыми грехами является отклонения человека от пути познания и обретения себя. Путь этот долог ( возможно точка Омега по Шардену ). Значительно укоротить этот путь попыталось христианство возвестившее что бог любит людей такими как они есть, включая и худших из них.
На протяжении Библии заключается не один договор с Создателем. Вплоть до Моисеева закона речь идет скорее о личных договоренностях, и только 10 заповедей дарованы всему народу. Суть отношений однако подчеркивается еще раньше - в борении Иакова с богом, после чего он получает имя Израиль то есть "боровшийся с богом".
Но смысл важнее. Вплоть до потопа, как пишет Фромм, "...истребление человека и спасение Ноя - произвольные действия бога. Он может делать все, что захочет, как любой сильный вождь племени. Но после потопа отношения бога и человека радикально меняются. Между ними заключается соглашение, по которому бог обещает, "что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли" (Быт. 9: 11). Бог обязуется не истреблять более жизни на земле, а человек должен выполнять первую и самую главную библейскую заповедь - не убивать: "...Взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его" (Быт. 9: 5)....
Начиная с этого момента отношения бога и человека претерпевают глубокое изменение. Бог больше не абсолютный правитель, действующий по собственному усмотрению, он связан "конституцией", которой должны придерживаться и он сам, и человек; он связан принципом, который не может нарушить, - принципом уважения к жизни. Бог может наказать человека, если тот нарушит этот принцип, но и человек может осудить бога, если тот окажется виновным в его нарушении...."
В качестве иллюстрации Фромм приводит забавную историю из Талмуда :
".... Несколько знаменитых ученых-раввинов не соглашались со взглядами Равви Елиазара насчет ритуального закона. "Равви Елиазар сказал им: "Если закон таков, как я полагаю, пусть это дерево даст нам знать". После чего дерево перенеслось на сто метров (некоторые говорят, что на четыреста). Коллеги сказали ему: "Дерево ничего не доказывает". Он сказал: "Если я прав, пусть
этот ручей даст знать". После чего ручей потек вспять. Коллеги сказали: "Ручей не доказательство". Он настаивал: "Если закон таков, как я полагаю, тогда стены этого дома во свидетельство". После чего стены начали падать. Но Равви Иосия закричал на стены: "Что вам за дело падать, когда ученые обсуждают вопрос о законе?" Тогда стены остановились из уважения к Равви
Иосии, но из уважения к Равви Елиазару не выпрямились. И так они стоят до сих пор. Равви Елиазар продолжил доказательство: "Если закон таков, как я полагаю, небо будет во свидетельство". После чего раздался небесный глас: "Что вы имеете против Равви Елиазара, ведь закон таков, как он говорит". Тогда поднялся Равви Иосия и сказал: "В Библии записано: закон не на
небесах. Что это значит? Согласно Равви Иеремии, это означает, что с тех пор, как на горе Синай дана Тора, мы более не внимаем небесным голосам, ибо записано: принимайте решение по мнению большинства". Так вышло, что после этого Равви Нафан (тоже участвовавший в споре) встретил Пророка Илию (сошедшего на землю) и спросил его: "Что сказал бог, когда у нас случился
спор?" Пророк ответил: "Бог улыбнулся и сказал: мои дети взяли верх, мои дети победили" (*)...."
Роль бога в истории, по Фромму, в том, что он посылает своих провозвестников, которые указывают человеку новые цели, альтернативы для выбора, и протестуют против действий приводящих человека к потере самого себя.
Итак, мы можем следующим образом интерпретировать суть договора и отношения сторон. "Ответственность" со стороны бога имеет форму залога, в качестве которого вносится любовь Творца к своему творению. В отличие от велосипеда утратить эту любовь он не может, но может лишать ее отдельных людей за грехи. Таковыми грехами является отклонения человека от пути познания и обретения себя. Путь этот долог ( возможно точка Омега по Шардену ). Значительно укоротить этот путь попыталось христианство возвестившее что бог любит людей такими как они есть, включая и худших из них.