русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Musik

Ночной дозор

22.03.05 16:10
Re: Ночной дозор
 
KSENCHA.UA старожил
KSENCHA.UA
http://www.globalrus.ru/impressions/137840/
Сила ночи, сила дня - одинакова ...
Секрет успеха ╚Ночного дозора╩
╚Ночной дозор╩ - главное событие этого лета. Достойную конкуренцию ему составил только банковский кризис, да и то лишь временно. Зрители идут и идут на его просмотр, обеспечивая немыслимые прежде для российского кино кассовые сборы. Книги Лукьяненко расходятся, как горячие пирожки, а западные СМИ наперебой пишут о том, что русские составили конкуренцию блокбастерам Голливуда.
Впрочем, когда у нас пишут о том, что "Ночной дозор" - наш первый ответ Голливуду, это не совсем точно. "Наши ответы Голливуду" были и раньше - когда (привлекая огромные деньги, выбирая сентиментальный сюжет а-ля Рюс и стараясь максимально бережно воспроизвести все возможные голливудские штампы) данная задача была блестяще решена в ╚Сибирском цирюльнике╩. Или наоборот, когда делалось наше кино таким, чтобы всем сразу было ясно, что это ответ и ответ именно Голливуду, - лучше всего справился с этим брат Данила, уделывавший Америку в поисках правды (к слову сказать, "Брат 2" собрал в прокате в 13 раз меньше ╚Ночного дозора╩, но все же стал первым окупившимся российским фильмом).
На этот раз фильм с высокотехнологичными спецэффектами был сделан по сюжету, напрямую не затрагивающему ни один из российских комплексов (как превосходства, так и неполноценности). Хотя его действие и происходит в Москве, его участники - вполне космополитичные рыцари и вампиры, к тому же решающие проблемы мирового масштаба, для которых попутные политические государственные и культурные обстоятельства √ фон.
Фон, впрочем, весьма важный. Антураж имеет огромное значение для фильма. Об этом в одном из интервью недвусмысленно заявил сам режиссер Тимур Бекмамбетов: ╚Если мы будем делать российские фильмы, которые приобретут известность┘ российские улицы и российская действительность войдут в моду. Люди будут гордиться тем, что у них именно такие стулья, такие стены или машины╩. Появление в ответственных сценах фильма старых советских холодильников, спирта ╚Рояль╩, битва с вампиром в узнаваемой до мелочей советской парикмахерской, ╚На теплоходе музыка играла┘╩ √ в этом смысле воздействуют гораздо сильнее, чем очевидно-скрытая реклама МТС, Nokia и Nescafe.
Впрочем, разумеется, зритель ходит на фильм не для того, чтобы смотреть на старые холодильники. Тем более, что фильмов, проникнутых советской ╚остальгией╩, достаточно и без ╚Ночного дозора╩. Секрет успеха фильма не в этом. И не в вампирах. И даже не в популярности романов Лукьяненко. Поклонников данного автора среди зрителей ╚Ночного дозора╩, конечно, много, но вовсе не они обеспечили сумасшедший кассовый сбор (к тому же публика эта крайне капризная, немедленно начинающая искать нессответствия и по определению имеющая кучу претензий к режиссеру).
Секрет же успеха, в общем, лежит на поверхности: пафосно рассказанная под первые кадры фильма (снятые в безошибочно узнаваемой стилистике роликов ╚Всемирная история. Банк ╚Империал╩, составлявших основу творческого портфолио Бекмамбетова в середине 1990-х) история о рыцарях тьмы и света, равенстве их сил и ожидании Великого, который это равновесие нарушит.
Такая простая и очевидная идея (лишенная всех сложностей, дополнительных разъяснений и сюжетных перипетий, описанных в книге) уже неоднократно вызывала в комментариях пелевинскую цитату: ╚Сила ночи, сила дня √ одинакова х┘ня╩. Однако успех почти всех фантастических фильмов, претендующих на звание саги или эпоса, основывается именно на таких простых уравнениях космического масштаба. Главное - задать простую систему координат (╚В конце концов должен остаться только один╩, ╚У Силы есть темная сторона╩, ╚Они хотят, чтобы нам казалось╩), в рамках которой можно строить заданные миры. И эти миры будут поняты и приняты зрителем. Дальше можно снимать в клиповой эстетике, не больно задумываясь над сведением частей в единое целое, можно накручивать, перекручивать, кроить и перекраивать, не слишком заботясь о том, что сюжет непонятен и концы с концами не сводятся.
╚Ночной дозор╩ - об этом многие писали - ближе всего к ╚Звездным войнам╩. Тут та же система координат. Сила. Ее светлая и темная сторона. Та же основа сюжета: есть Великий, от самого появления которого зависит равновесие Мировых сил (Силы). Бекмамбетов буквально обозначил это сходство, вручив Городецкому в качестве орудия битвы лампу дневного света. При этом лампа дневного света √ метафора более чем изящная. Она не просто похожа на световой меч, она действительно была световым мечом √ в играх тех, кому удалось вкусить плод от древа Джорджа Лукаса еще в поздние советские годы, и тех, для кого ╚Звездные войны╩ останутся одним из самых ярких воспоминаний детства. Вообще именно ╚Звездные войны╩, пожалуй, первыми донесли до сознания советских школьников пример такой модели построения фантастических миров √ предельно простой в основе и наполненной различными яркими аксессуарами.
Но сходство это скорее подчеркивает принципиальное отличие. Первые "Звездные войны" - голливудское кино старого (устаревшего) типа и выстраивались как последовательно изложенная история, цельная и прописанная. В ╚Ночном дозоре╩ эпизоды мелькают, как рекламные ролики, и никакой цельной и внятной истории не получается. Но именно это (вкупе, разумеется, с беспрецедентной рекламной кампанией) и обеспечило фильму успех. Дискретное сознание современного массового зрителя жаждет не цельной истории, а ярких картин, объединенных простой, но непременно глобальной формулой. И это не российская специфика и не ╚наш ответ Голливуду╩, ╚Ночной дозор╩, собственно, и есть современный кассовый голливудский фильм. Только снятый в России.
18.08.2004
Станислав Кувалдин
думается мне, в 40 лет довольно сложно воспринимать этот фильм. без обид. не тот и не для тех
http://www.rockstargames.com/upload/swf/winners/multimedia/drewcope.swf
Аукцыон. Моя любовь
 

Sprung zu