Сталинская Ходынка…
Проблему свободы и рабства нельзя рассматривать однобоко и поверхностно.
Эта проблема гораздо глубже.
Николай Бердяев прекрасно рассматривал в своих философских опытах вопросы свободы.
Отрывок из его работы «О рабстве и свободе человека» не даст полного раскрытия темы
(c точки зрения этого философа),но всё же обозначит контуры, которые затем при желании
можно будет изучить, прочтя всю работу:
«Личность в человеке не может быть социализирована. Социализация человека лишь частична
и не распространяется на глубину личности, на её совесть, на её отношение к источнику жизни.
Социализация, распространённая на глубину существования, на духовную жизнь, есть торжество
das Man, социальной обыденности, тирания средне-общего над лично-индивидуальным.
Поэтому принцип личности должен стать принципом социальной организации, которая не будет
допускать социализацию внутреннего существования человека. Личность не может быть поставлена
и под знаком служения «общему благу». Общее благо прикрывало многие тирании и рабства.
Служение общему благу, т. е. чему-то не имеющему своего существования, есть лишь беспомощное,
сокращенное, отвлеченное служение благу ближнего, каждого конкретного существа. Это значит лишь,
что в объективированном мире человек поставлен под знак математического числа. Примат личности
трагичен в человеке, ибо человек заключает в себе и не личное и это не личное восстает в человеке
против того, что осуществление личности возможно лишь через противоречие и разрывы.
Источник рабства — объектность. Объективация всегда есть образование господства, противоречащего
достоинству личности. Именно в объективации, экстериоризации, отчуждении человеческой природы
человек попадает во власть воли к могуществу, денег, жажды наслаждений, славы
и пр., разрушающих личность.»
Das Man — термин, предложенный М. Хайдеггером (в работе «Бытие и время») и обозначающий,
как писал сам философ, «субъекта повседневности, предписывающего ей способ бытия». Это «усредненное»,
«выравненное» бытие, где человек обезличивается, теряет свою подлинность и ориентируется в своих
действиях лишь на окружающих («поступает, как все»).(c)