Russian Ark
Но даже если отбросить мистику, то все равно эта картина сыграла с Малевичем злую шутку:
Не знаю, заметил ли он сам ту двусмысленность, которую принесла ему эта слава. "Самая знаменитая картина художника" - это значит, что другие его произведения менее знаменитые, не такие значимые, не столь притягивающие, словом, они - хуже. И действительно, по сравнению с квадратом все его вещи странно блекнут.
Для большинства людей Малевич - создатель "странного полотна" и баста (другой вопрос - стал бы он также известен широкой публике, не нарисовав "Квадрат"?)
В ответ на:Право на квадрат(право на то, чтобы квадрат считался живописью) имеет только кто-то доказавший свою состоятельность гениальным рисованием, Малевич в молодости это сделал.
Вроде бы это не идет вразрез, а наоборот - полностью совпадает с позицией Толстой.
Впрочем, я не слишком силен в теории изобразительного искусства. Раньше абстрактные полотна вообще не переваривал. Со временем как-то, не думая об этом даже специально, мой вкус сам собой пересмотрелся. Видимо, прав Курт Воннегут в романе "Синяя борода":
Жизнь, по определению, не стоит на месте.
Куда идет она? От рождения к смерти,
и по пути нет остановок. Даже в изображении вазы с грушами на клетчатой скатерти ощущается быстротечность жизни, если нанесено оно на холст кистью большого художника. И удивительно: ни я, ни Дэн Грегори не могли достичь этого, а наиболее талантливые абстрактные экспрессионисты смогли - на действительно великих полотнах всегда присутствуют рождение и смерть.