Вход на сайт
Russian Ark
514 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ Сварог 15.05.03 22:37
С Пелевиным странно... Вместо нормального разговора о книгах все время хочется встать на его защиту, даже если ваш визави никаких претензий не имеет. Как-будто что-то женское в его творчестве будит инстинкт защитника. Есть о чем подумать... Мне далеко не все произведения Виктора Олеговича нравятся, особенно "Generation П", но, видимо, изначательный толчок "Чапаева и Пустоты" оказался настолько сильным, что инерция симпатии (боюсь этого слова - "любовь") никак не иссякнет. Уже потом я вспомнил, что подростком читал в перестроечной "Химии и жизнь" его новеллу "Затворник и Шестипалый" (прелестная вещь), но "ЧП" тогда, в середине 90-х, действительно поразил. Это было что-то новое (пишу "было", потому что теперь-то я немного по-другому на это смотрю). А нежные, тонкие рассказы "Хрустальный мир", "Онтология детства", "Водонапорная башня",
"Синий фонарь"!.. Или парадоксальные, почти борхесовские (но очень на "наш" лад) ребусы "Миттельшпиля" и "Девятого сна Веры Павловны"... Да и "Омон Ра" - это ведь не стеб какой-то постмодернистский, а лирическое приближение к человеку, познающему мир ценой крушения надежд и идеалов... Если бы не массовый успех - почивать бы ему на лаврах современного классика. Все аттрибуты для этого в наличии имеются. Но пограничные миры его и ясный, свободный от литературщины язык - это для культуртрегеров не что иное, как отсутствие реализма (а значит - несерьезность) и невысокий литературный уровень. Вкупе с успехом это вообще порочно.
С Сорокиным я для себя разобрался и мне кажется, что глубокое копание в его творчестве не имеет смысла. Нет-нет, и подтекст там присутствует и "идеи" заложены, но все это расшифровывается вполне механически, на том же уровне, что и многочисленные литературные аллюзии, за счет которых собственно и живут его вещи. Просто это не значит, что из-за такой относительно узкой специализации ему закрыт доступ в некий Храм Литературы. Да и не очень-то он, наверное, и стремится туда попасть, Сорокин движется вне таких понятий, как "хорошая" или "ширпотребная" литература. В чем Сорокину не откажешь - так это в виртуозном владении языком. Тем, кто хотя бы по школе знаком с советской литературой, всегда доставит удовольствие его почитать. Вот последня его вещь - "Лед" - это действительно попытка эмансипироваться и порвать с питательным навозом соцреализма. Вышло что-то совсем уж безумное.
Если уж брать постмодернистов, то Вик. Ерофеев мне куда более симпатичен, а если брать тех, кто квитается с соцреализмом, то куда более круто и интеллигентно делает это пожилой уже Анатолий Азольский. Последний вообще мой любимец, открыл для себя всего пару лет назад и с тех пор подсаживаю на него всех, кто умеет читать - без труда подсаживаю, надо заметить.
С Сорокиным я для себя разобрался и мне кажется, что глубокое копание в его творчестве не имеет смысла. Нет-нет, и подтекст там присутствует и "идеи" заложены, но все это расшифровывается вполне механически, на том же уровне, что и многочисленные литературные аллюзии, за счет которых собственно и живут его вещи. Просто это не значит, что из-за такой относительно узкой специализации ему закрыт доступ в некий Храм Литературы. Да и не очень-то он, наверное, и стремится туда попасть, Сорокин движется вне таких понятий, как "хорошая" или "ширпотребная" литература. В чем Сорокину не откажешь - так это в виртуозном владении языком. Тем, кто хотя бы по школе знаком с советской литературой, всегда доставит удовольствие его почитать. Вот последня его вещь - "Лед" - это действительно попытка эмансипироваться и порвать с питательным навозом соцреализма. Вышло что-то совсем уж безумное.
Если уж брать постмодернистов, то Вик. Ерофеев мне куда более симпатичен, а если брать тех, кто квитается с соцреализмом, то куда более круто и интеллигентно делает это пожилой уже Анатолий Азольский. Последний вообще мой любимец, открыл для себя всего пару лет назад и с тех пор подсаживаю на него всех, кто умеет читать - без труда подсаживаю, надо заметить.