Гимназия: наши первые впечатления
Соглашусь, что скоростное чтение вслух - не универсальный критерий. Сама на одной из первых аттестаций учителей немецкого языка должна была читать с листа... текст был с уклоном в науку... больше ничего не помню, но читала идеально; мысль была только одна: лишь бы не спросили, о чём. Про себя я бы читала с извлечением смысла. (Но задача теста была одна: читать, я и читала ). Дело в том, что это - показатель, легко поддающийся измерению, и имеет право на существование. Я часто занимаюсь с начинающими, и подчас (на определённом этапе) готова пожертвовать даже пониманием ими текста (многим вообще всё равно, они слов не переводят и не учат
), лишь бы они не перетыкались с буквы
на букву, ибо "эм-а-эм....эм...а..ага, мм-а..." всё равно никак не "мама"
Я стараюсь, чтобы ученики видели просто автоматически слоги и корни. Тогда "всклокоченные" они смогут хотя бы озвучить, а понять - хотя бы со второго раза.
Поэтому технически скоростное чтение я считаю составной частью обучения, как разминка бегом перед тренировкой по любому виду спорта.
Я помню наши нормативы из начальной школы: дети должны были читать 20 минут ежедневно, а не 10. Можно двумя-тремя подходами. Ну и - мама чистит картошку, ребёнок читает вслух. (Мама, не обрежься! )
Прекрасное упражнение: чтение про себя при одновременном прослушивании этого текста!