Прут или Пряник?
Кнут в виде угла, чтобы отстоялась, успокоилась, пришла в себя и потом попросила прощенья с конкретным указанием за что. И обещанием дальше быть послушной девочкой. После прощения обнимашки и ребенок на какое то время становится спокойнее и послушнее. Получается такая прямая суггестия, что слушаться старших хорошо. Ну и разговор на тему почему нельзя делать так, как она сделала. Иногда сама предлагает себя за плохое поведение в угол поставить, видимо без этой тихой гавани самостоятельно прийти в эмоциональную норму пока трудно.
Разделяющая дисциплина http://olgapisaryk.livejournal.com/91984.html
В предыдущем посте я написала о том, что в воспитании детей стоит
воздерживаться от дисциплины, которая разделяет. Хочу на этом моменте
остановиться чуть подробнее.
Когда мы разделяем детей с их привязанностью (или пугаем их таким разделением) это пробуждает сильные эмоции стремления к близости и тревожности. Чем больше ребёнок нуждается в привязанности, тем более разрушительным для него будет такой опыт.
В
результате страха разделения поведение ребёнка обычно улучшается и мы
получаем желаемый результат. Потому что тревожность заставляет ребёнка
быть осторожным, а стремление к близости заставляет делать всё, чтобы
восстановить близость. Поэтому дети, испытавшие страх разделения, ещё
долго потом цепляются за взрослого, к которому они привязаны, не могут
отпустить.
Так в чём проблема с разделяющей дисциплиной, которая
весьма эффективна на первый взгляд? А проблема в том, какой ценой мы
достигаем этой эффективности.
1. Кроме тревожности и стремления к близости страх разделения пробуждает ещё одну мощную эмоцию – раздражённость
(фрустрацию). Когда тревожность немного снизится, а близость
восстановлена, мы получаем раздражённого ребёнка, уровень агрессии
которого зашкаливает.
Иногда это происходит сразу же. Вы
наказываете ребёнка разделением и тут же получаете взрыв агрессии.
Иногда реакция растянута во времени, и когда через 2 часа ваш сын
начинает колотить свою сестру, то сложно заметить связь.
2.
Ребёнок уже не уверен в том, что мама и папа держатся за него. Это уже
не очевидно и появляется глубокое чувство тревоги и неуверенности,
которое очень сильно влияет на отношения. Потому что для ребёнка
ощущение безопасности и надёжности привязанности является ключевым для
дальнейшего развития.
3. Может вызывать в
ребёнке альфа-инстинкты, потому что зависеть уже не безопасно. Про
альфа-инстинкт ещё буду писать. Пока замечу, что это значит, что ребёнок
берёт на себя обязанность сохранять близость и поддерживать
привязанность. Он может стать очень требовательным, постоянно
командовать, а может наоборот, всегда стремиться понравиться, постоянно
оценивать своё поведение с точки зрения поддержания контакта.
4.
Может привести к поиску ребёнком конкурирующих привязанностей. Ребёнок
голоден и будет пробовать удовлетворить свой голод привязанности на
стороне.
5. И наконец, самое опасное: может привести к эмоциональному онемению и защитному отчуждению.
Три
основных эмоции: стремление к близости, тревожность и раздражённость
порождают три защитных реакции: доминирование (альфа инстинкт),
tranceference (не могу найти русский термин, замещение привязанности?),
побег от уязвимости (онемение чувств).
Ну и по мелочам. Разделяющая дисциплина:
оскорбляет существующие отношения;
выставляет на показ нашу неуверенность в собственных силах и авторитете;
демонстрирует ребёнку, что вы больше цените вещи и поведение, чем отношения с ним;
заставляет ребёнка включать инстинкт «А мне всё равно»;
заставляет испытывать эмоциональную боль от зависимости;
ребёнку уже трудно поверить, что мы ЗА него.
И небольшой отрывок про тревожность:
«Когда
мы говорим о тревожности, мы говорим об угрозе. Мы чувствуем тревогу,
когда чувствуем, например, угрозу нашему физическому существованию. Это
понятно.
Трёхлетние дети приходят в детский садик
и их уровень
тревожности просто зашкаливает. И не опускается, пока ребёнок не
возвращается домой. Мы можем легко отслеживать это по уровню кортизола в
крови. Что угрожает этим детям?
Чтобы ответить на этот вопрос,
надо понять, что такое привязанность, и что привязанность необходима
для существования, это обязательное условие для развития. А какая самая
сильная угроза может существовать для привязанности, для близости? -
Угроза разделения.»