русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Familie und Zuhause

Воспитание ребёнка

09.01.12 14:38
Re: Воспитание ребёнка
 
Ashka_hash46 коренной житель
Ashka_hash46
in Antwort Looo 09.01.12 13:24
Сперва кусочки из книги, чтобы (если я перевру) было понятно, к чему идем:
Хотелось бы в заключение этого урока привести другой реальный диалог, который показывает, как родители вполне успешно овладевают методом активного слушания. Это тоже документальная запись одной мамы.
"Рассматриваем с дочкой фотографию группы детского сада. Дочка показывает на воспитательницу (замечаю, что на фотографии ее лицо поцарапано):
ДОЧЬ: Видеть ее не могу!
Я: Тебе очень неприятно ее видеть.
ДОЧЬ: Да, она очень злая.
Я: Она тебя обижала.
ДОЧЬ: Да, она ругала меня борзой собакой и говорила, что если я наябедничаю, то уж она тогда...
Я: Тогда она что-то сделает.
ДОЧЬ: Да. Она не говорила, что.
Я: Тебе не хотелось это рассказывать раньше.
ДОЧЬ: Да, я боялась (готова заплакать).
Беру ее на руки".
В этом диалоге мама уже в первой фразе избежала возможной традиционной ошибки — «воспитательного» замечания. Она вполне могла бы ответить: «Как ты можешь так говорить о воспитательнице! И почему ты поцарапала фотографию?» Вместо этого она «озвучила» чувство ребенка, показала, что готова разделить и принять его. Это помогло девочке освободиться от загнанных вглубь страха и обиды. Навернувшиеся слезы — слезы облегчения.

***
Хорошо известно, что дети любят фантазировать. Слушая сказки или играя, они буквально погружаются в воображаемый мир и живут в нем не менее полно, чем в реальном. Можно присоединиться к этому миру ребенка, играя в его мечты и фантазии. Таким способом удается помочь в его эмоциональных трудностях.
Вот два примера. Мама укладывает Сережу спать, мальчик капризничает.
СЕРЕЖА: Не буду, не хочу спать. (Пауза.) Когда папа приедет? Я устал его ждать! (Папа в длительной командировке и приедет нескоро.)
МАМА: Ты очень соскучился.
СЕРЕЖА: Да, очень. Уже больше не могу...
МАМА: Я тоже скучаю. Давай вообразим, что папа приезжает. Как это будет?
СЕРЕЖА: (Оживляясь). Он нам звонит с вокзала и говорит: «Я уже здесь, скоро буду у вас!».
МАМА: Да, мы очень обрадовались, начинаем наводить порядок...
СЕРЕЖА: Нет, порядок мы уже навели, и ты уже испекла пирог.
МАМА: Да, конечно. Мы начинаем накрывать на стол, ставить пирог, тарелки и чашки.
СЕРЕЖА: Я достаю из «гаража» свою новую машинку и еще альбом, где рисовал танки.
МАМА: Вот слышим шаги у двери, звонок...
СЕРЕЖА: Я бегу открывать — папа!!! Он смеется, поднимает меня на руки...
Разговор продолжается еще несколько минут, после чего мальчик засыпает с улыбкой на лице.

***
У нас тоже ключевые темы "столкновений" - про садик.
Сын: Не пойду в садик.
Я: Ты не хочешь идти в садик.
Сын: Там снова будет Андрей...
Я: Ты не любишь Андрея.
Сын: Да, он подходит ко мне, и смеется.
Я: Тебе обидно, ты хочешь, чтобы он ушел.
Сын: Да. Я хочу играть один!
(мы ни к чему не пришли в итоге беседы - но я избежала "приказа": "Ты должен идти в садик", я озвучила чувства сына, и он уже "не так уж и не хочет идти в садик", но точно знает, что он туда хочет, просто хочет играть один (имеется ввиду без Андрея)).
А второй приведенный мной пример я использую еще чаще
Сын: Мама, я хочу подводную лодку! Купиииии!
Я: Классно, подводную лодку! А что ты будешь с ней делать?
Сын: Поставлю в саду, это будет мой домик.
(дальше - насколько хватит фантазии. Но от истеричного "купи" мы уже ушли )
(Чаще всего я применяю тактику "активного слушанья" на муже. У него "старая добрая русская привычка" ругать все подряд, в частности, работу. Если я начинаю комментировать, что "да ладно тебе, не стоит это твоих нервов", он заводится еще больше - как так, его НЕ ПОНИМАЮТ! Зато стоит два раза "поддакнуть" (что производство через ж*** и что начальство о будущем не думает) - беседа заканчивается в две, максимум три минуты. Правда, я об этом способе еще вычитала у Д.Карнеги в свои пятнадцать лет )
Общественное мнение формируют не самые умные, а самые болтливые
 

Sprung zu