Вход на сайт
Книги о воспитании детей и что полезного вы в них нашли и используете
3515 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ kapelka 26.08.11 15:20
В ответ на:
уже в корзину положила :) А ты (можно на ты?) Продолжение читала? Стоит взять?
уже в корзину положила :) А ты (можно на ты?) Продолжение читала? Стоит взять?
читала, с экрана. По мне, так брать надо обе книжки. Мой лично-вынесенный-опыт из второй книжки базируется на этом кусочке (один из, разумеется):
Хочется приводить еще и еще примеры из занятий А. Звонкина. Практически все они пронизаны искусством увлечь ребенка содержательной задачей и в то же время деликатно отнестись к той «ступеньке», на которой тот в данный момент находится. Возьмем еще только один пример.
Девочки четырех–пяти лет считают игрушечные тарелки, поставленные на столе в ряд (это включено в сказку про принцев и принцесс и про угощение во дворце). У одной девочки получилось одиннадцать тарелок.
Потом их считала Женя. Сначала процессы называния чисел и тыкания пальцем в тарелки шли у нее синхронно, но потом каждый пошёл своим путем, и в результате число тарелок оказалось четырнадцать–пятнадцать. (Не следует думать, что это приближенная оценка, как бывает у взрослых: «штук эдак четырнадцать– пятнадцать».) Скорее, это что-то вроде двойного имени, как Анна-Мария. Женя еще не знает, что при счете каждая совокупность предметов может иметь только одно имя.
Потом считала Саня и получила тоже одиннадцать. Я сказал Жене:
– Смотри, у девочек у обеих получилось одиннадцать. Попробуй и ты посчитать так, чтобы у тебя тоже получилось одиннадцать.
Женя послушно стала считать, но у нее снова получилось четырнадцать–пятнадцать. Пришлось смириться.
Я вот до сих пор не могу СМИРИТЬСЯ, когда мой ребенок старается и в итоге все же выдает неправильный ответ.
Кстати, объяснение, почему нужно делать именно так:
Вот другая задача из тех же занятий, тоже с детской «логикой» и дозированным вмешательством взрослого. На этот раз участники – трое мальчиков трех–четырех лет. Обсуждаются сделанные из картона фигуры: квадрат, прямоугольник и неправильный четырехугольник.
Мы детально и обстоятельно обсуждаем их свойства. Прежде всего, у всех фигур – по четыре угла. Значит, каждую из них мы можем назвать четырехугольником. Итого: у нас три четырехугольника. При этом два из них отличаются тем, что у них все углы прямые. За это их называют прямоугольниками.
Один из двух прямоугольников особый: у него все стороны одинакового размера. Его называют квадратом.
У квадрата как бы три имени: его можно назвать и квадратом, и прямоугольником, и четырехугольником – и все будет правильно. Моя информация встречается не без сопротивления. Дети упорно стремятся мыслить в понятиях непересекающихся классов. А характер их объяснений внушает подозрение в том, что они еще не осознали по-настоящему великий закон «целое больше своей части».
Десять минут назад они спорили о том, являются ли папы и дедушки мужчинами, а мужчины – людьми. А сейчас они никак не соглашаются называть квадрат прямоугольником: уж или одно, или другое. Я провожу настоящую агиткомпанию за равноправие квадрата среди всех прямоугольников. Постепенно моя пропаганда начинает действовать. Мы еще раз подводим итог:
– Сколько у нас квадратов?
– Один.
– А прямоугольников?
– Два.
– А четырехугольников?
– Три.
Казалось бы, все хорошо. И я задаю последний вопрос:
– А чего вообще на свете больше – квадратов или четырехугольников?
– Квадратов! – дружно и без тени сомнения отвечают дети.
– Потому что их легче вырезать, – объясняет Дима.
– Потому что их много в домах, на крыше, на трубе, – объясняет Женя.
Такова завязка этой истории. А развязка произошла через полтора года, без всякой подготовки и даже без всякого внешнего повода. Летом на прогулке в лесу Дима неожиданно сказал мне:
– Папа, помнишь, ты давал нам задачу про квадраты и четырехугольники – чего больше? Так мне кажется, мы тогда тебе неправильно ответили. На самом деле больше четырехугольников.
И дальше довольно толково объяснил, почему. С тех пор я и исповедую принцип: вопросы важнее ответов.
В ответ на:
без физического вмешательства, без разговоров на повышенных тонах и пр
без физического вмешательства, без разговоров на повышенных тонах и пр
В ответ на:
простите, а что же было не так? (у нас был и повышенный тон и не без физического вмешательства, поэтому и интересно)
простите, а что же было не так? (у нас был и повышенный тон и не без физического вмешательства, поэтому и интересно)
в моей жизни было много фраз без объяснений. "Нельзя" и все. А почему нельзя? Причем, спустя время, я понимаю, что это "нельзя" иной раз базировалось на экономии маминого времени. "Нельзя ходить с распущенными волосами!" ПОЧЕМУ?!? Просто потому, что они у меня вьющиеся, и их потом не расчесать. И меня туго до 9ого класса школы ежедневно заплетали в косы(косу). Потом я стала заплетаться сама... на автопилоте. "Нельзя гулять после девяти..." "Нельзя дружить с той компанией..." "Нельзя читать по вечерам" (ага, а то мозг перегружу
Общественное мнение формируют не самые умные, а самые болтливые
