Login
Перспективы немецкой автономии.
6486 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Fransisko 10.08.07 17:05, Zuletzt geändert 10.08.07 21:51 (ФЭД)
По И. Плеве (российскому профессору).
(У В. Кригира тоже есть отличная статья, но все статьи убрал из своей странички)
Классифицировать немецкое население России можно по следующим признакам:
1. По социальному.
Среди немецкого населения России выделяется три основных группы: а) Наиболее многочисленная - колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибыли в Россию в рамках колонизационных мероприятий и компактно поселены в Поволжье, на
Украине и под Петербургом. В конце XIX - начале XX в. переселились в дочерние колонии на Северном Кавказе, Сибири, Оренбуржье. Несмотря на общий социальный статус, они имели ярко выраженные особенности, связанные с временем поселения, местами выхода из Европы и социально-экономическими отношениями. б) Мещане - многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств приезжавших в Россию в качестве специалистов и просто
за лучшей долей. Проживавшие преимущественно в городах, их можно подразделить на две категории. Одна, испытывая сильное влияние русской культуры, быстро ассимилировалось, другая сохранила национальные черты. в) Дворяне. Российское дворянство пополнилось немцами после присоединения к России Прибалтики. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Для этой социальной группы была характерны с одной стороны, сохранение национальных и религиозных черт, а с другой, обособленность от остального немецкого населения страны.
2. По конфессиональному.
Здесь тоже можно выделить четыре основных группы. Самая крупная это лютеране. Они были представлены во всех социальных группах, но среди дворян и мещан их было абсолютное большинство. Католики в структуре немецкого населения России в основном были представлены колонистами. Определенная часть немцев приняла православие. Конфессиональные различия создали барьеры в контактах между немецким населением не столько в городах, сколько в сель-
ской местности. Особую этно-конфессиональную группу представляли собой менониты. Поселенные первоначально в Новороссии и Поволжье, а затем расселившиеся в Оренбургские степи, Сибирь и Среднюю Азию, они полностью сохранили свою самобытность. Будучи выходцами из Голландии и имея серьезные религиозные противоречия с католиками и лютеранами, они старались избегать контактов с немецкими колонистами, за исключением чисто экономических.
3. По территориальному.
По нашему мнению можно выделить шесть основных, наиболее крупных, групп немецкого населения России по месту проживания. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1917 г.
а) Немцы Прибалтики.
Вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Высокий образовательный и социальный уровни позволил многим ее представителям войти в высшие эшелоны власти и военную элиту России. Говорить о взаимовлиянии или просто контактах с другим группам немцев, за исключением отдельных представителей Москвы и Петербурга, не приходиться.
б) Немцы Петербурга и Москвы.
Их можно условно разделить на две части: одна пошла по пути ассимиляции и потери национальной идентичности, другая сохранила основные национальные черты. Для этой группы была характерна большая подвижность - постоянное пополнение за счет приезда в XVIII- начале XX веков со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев и отъезд определенной части немцев на родину. Она наиболее полно воспринимала все новые достижения Гер-
мании в области науки, языка, образования. Но разный социальный статус немцев столичных городов не способствовал их тесному взаимодействию. Объединительным началом для них служила только церковь. Отношения с немецким колонистами практически не поддерживались. Исключение могут составлять только колонисты поселенные под Петербургом в 60-е годы XVIII в.
в) Немцы Поволжья
Сформировались как национальная группа к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, откликнувшихся на Манифест Екатерины II и прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII в. Компактное поселение, жесткий государственный контроль, потеря контактов с родиной привели к обособленности не только от прежней родины, но от других групп немецкого населения России. Характерной чертой поволжских немцев стала консервации языковых и культурных традиций
германских земель середины XVIII века.
г) Немцы Новороссии (Украины)
После победоносных войн с Турцией, для быстрого освоения новых территорий в лучших традициях Екатерины II стали приглашаться переселенцы из германских земель. Эта волна колонистов отличалась по составу от прибывших в Поволжье. На поселение принимались только опытные земледельцы и ремесленники, имевшие семью и способные предъявить определенную собственность. В культуре поселенцев нашли отражение изменения произошедшие в германских государствах за 50 лет после первой волны колонистов, прибывших на Волгу. Контакты с другими группами колонистов у них практически отсутствовали.
д) Немцы Закавказья.
Поселенные одновременно с немцами в Новороссии они представляли собой сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга. Дисперсное расселение задержало их социальное расслоение до начала XX в. Практически отсутствовали контакты с немецким населением на Волге и Северном Кавказе. Они поддерживали связи только с родственными колониями религиозно-этнического плана в Новороссии. По мнению немецкого историка Евы Марии Аух у колонистов Закавказья осознание себя частью немцев России не получило развития.
е) Немцы Волыни.
Они являли собой последнюю волну немецкой колонизации в России. Хотя колонизация этого района происходила в течение всей первой половины XIX в., но массовый характер она приняла в производства. На 2/3 волынские немцы были выходцами из привислянских губерний Царства Польского, что определило во много их ориентацию, как экономическую, так и культурную. Контакты с немецким населением других регионов России отсутствовали.
Немецкие поселения Сибири, Оренбуржья и Северного Кавказа стали создаваться в конце XIX в. Как дочерние колонии из групп приведенных выше и до 1917 г. Не успели сформироваться единые своеобразные общности, заимствуя культуру и традиции в материнских колониях.
Из всего выше сказанного можно заключить, что рассмотрение истории немцев в России возможно отталкиваясь только от изучения отдельных социальных, конфессиональных и территориальных групп или сочетаний (например социально-конфессиональных). Попытки их рассмотрения как единого этноса в России до 1917 г. неминуемо приведет к нарушению историзма в исследованиях, а настоящая история будет подгоняться под заранее определенные схемы. В тоже время нельзя отрицать и того, что у немцев России имелось то общие, по которому их поселения без труда можно было отличить от других в Сибири, в Поволжье или на Украине. Своеобразные черты характера и язык являлись потенциальными факторами сближения. Не случайно, бригады краснодеревщиков из поволжских колоний отправлялись в начале XX в. На заработки к немцам на Украину, а немцы из столицы в это же время предпочитали отдыхать на дачах петербургских колонистов. Трагедии объединяют людей. Депортация 1941 г. Ускорила процесс сближения различных социальных,
конфессиональных и территориальных групп немцев, что позволяет с е й ч а с (разрядка моя) говорить о существовании этноса российские немцы. Изучение формирования отдельных групп немецкого населения позволяет правильно понять происходившие в них процессы, выявить
причины поселения в России и особенности формирования.
(У В. Кригира тоже есть отличная статья, но все статьи убрал из своей странички)
Классифицировать немецкое население России можно по следующим признакам:
1. По социальному.
Среди немецкого населения России выделяется три основных группы: а) Наиболее многочисленная - колонисты, получившие с 1871 г. статус поселян-собственников. Они прибыли в Россию в рамках колонизационных мероприятий и компактно поселены в Поволжье, на
Украине и под Петербургом. В конце XIX - начале XX в. переселились в дочерние колонии на Северном Кавказе, Сибири, Оренбуржье. Несмотря на общий социальный статус, они имели ярко выраженные особенности, связанные с временем поселения, местами выхода из Европы и социально-экономическими отношениями. б) Мещане - многочисленные выходцы из различных германских и других европейских государств приезжавших в Россию в качестве специалистов и просто
за лучшей долей. Проживавшие преимущественно в городах, их можно подразделить на две категории. Одна, испытывая сильное влияние русской культуры, быстро ассимилировалось, другая сохранила национальные черты. в) Дворяне. Российское дворянство пополнилось немцами после присоединения к России Прибалтики. Часть немцев-дворян получили этот титул на службе русского государства, а часть принесла его с прежней родины. Для этой социальной группы была характерны с одной стороны, сохранение национальных и религиозных черт, а с другой, обособленность от остального немецкого населения страны.
2. По конфессиональному.
Здесь тоже можно выделить четыре основных группы. Самая крупная это лютеране. Они были представлены во всех социальных группах, но среди дворян и мещан их было абсолютное большинство. Католики в структуре немецкого населения России в основном были представлены колонистами. Определенная часть немцев приняла православие. Конфессиональные различия создали барьеры в контактах между немецким населением не столько в городах, сколько в сель-
ской местности. Особую этно-конфессиональную группу представляли собой менониты. Поселенные первоначально в Новороссии и Поволжье, а затем расселившиеся в Оренбургские степи, Сибирь и Среднюю Азию, они полностью сохранили свою самобытность. Будучи выходцами из Голландии и имея серьезные религиозные противоречия с католиками и лютеранами, они старались избегать контактов с немецкими колонистами, за исключением чисто экономических.
3. По территориальному.
По нашему мнению можно выделить шесть основных, наиболее крупных, групп немецкого населения России по месту проживания. Они имели свои ярко выраженные особенности и устойчиво существовали до 1917 г.
а) Немцы Прибалтики.
Вошли в состав России уже сформировавшейся группой, со своими национальными, культурными и территориальными особенностями. Высокий образовательный и социальный уровни позволил многим ее представителям войти в высшие эшелоны власти и военную элиту России. Говорить о взаимовлиянии или просто контактах с другим группам немцев, за исключением отдельных представителей Москвы и Петербурга, не приходиться.
б) Немцы Петербурга и Москвы.
Их можно условно разделить на две части: одна пошла по пути ассимиляции и потери национальной идентичности, другая сохранила основные национальные черты. Для этой группы была характерна большая подвижность - постоянное пополнение за счет приезда в XVIII- начале XX веков со всей Европы, и в том числе из германских государств, иностранцев и отъезд определенной части немцев на родину. Она наиболее полно воспринимала все новые достижения Гер-
мании в области науки, языка, образования. Но разный социальный статус немцев столичных городов не способствовал их тесному взаимодействию. Объединительным началом для них служила только церковь. Отношения с немецким колонистами практически не поддерживались. Исключение могут составлять только колонисты поселенные под Петербургом в 60-е годы XVIII в.
в) Немцы Поволжья
Сформировались как национальная группа к началу XIX века из разношерстной массы колонистов, откликнувшихся на Манифест Екатерины II и прибывших на Волгу в 60-е годы XVIII в. Компактное поселение, жесткий государственный контроль, потеря контактов с родиной привели к обособленности не только от прежней родины, но от других групп немецкого населения России. Характерной чертой поволжских немцев стала консервации языковых и культурных традиций
германских земель середины XVIII века.
г) Немцы Новороссии (Украины)
После победоносных войн с Турцией, для быстрого освоения новых территорий в лучших традициях Екатерины II стали приглашаться переселенцы из германских земель. Эта волна колонистов отличалась по составу от прибывших в Поволжье. На поселение принимались только опытные земледельцы и ремесленники, имевшие семью и способные предъявить определенную собственность. В культуре поселенцев нашли отражение изменения произошедшие в германских государствах за 50 лет после первой волны колонистов, прибывших на Волгу. Контакты с другими группами колонистов у них практически отсутствовали.
д) Немцы Закавказья.
Поселенные одновременно с немцами в Новороссии они представляли собой сравнительно однородную религиозную и этническую группу швабов из Баден-Вюртемберга. Дисперсное расселение задержало их социальное расслоение до начала XX в. Практически отсутствовали контакты с немецким населением на Волге и Северном Кавказе. Они поддерживали связи только с родственными колониями религиозно-этнического плана в Новороссии. По мнению немецкого историка Евы Марии Аух у колонистов Закавказья осознание себя частью немцев России не получило развития.
е) Немцы Волыни.
Они являли собой последнюю волну немецкой колонизации в России. Хотя колонизация этого района происходила в течение всей первой половины XIX в., но массовый характер она приняла в производства. На 2/3 волынские немцы были выходцами из привислянских губерний Царства Польского, что определило во много их ориентацию, как экономическую, так и культурную. Контакты с немецким населением других регионов России отсутствовали.
Немецкие поселения Сибири, Оренбуржья и Северного Кавказа стали создаваться в конце XIX в. Как дочерние колонии из групп приведенных выше и до 1917 г. Не успели сформироваться единые своеобразные общности, заимствуя культуру и традиции в материнских колониях.
Из всего выше сказанного можно заключить, что рассмотрение истории немцев в России возможно отталкиваясь только от изучения отдельных социальных, конфессиональных и территориальных групп или сочетаний (например социально-конфессиональных). Попытки их рассмотрения как единого этноса в России до 1917 г. неминуемо приведет к нарушению историзма в исследованиях, а настоящая история будет подгоняться под заранее определенные схемы. В тоже время нельзя отрицать и того, что у немцев России имелось то общие, по которому их поселения без труда можно было отличить от других в Сибири, в Поволжье или на Украине. Своеобразные черты характера и язык являлись потенциальными факторами сближения. Не случайно, бригады краснодеревщиков из поволжских колоний отправлялись в начале XX в. На заработки к немцам на Украину, а немцы из столицы в это же время предпочитали отдыхать на дачах петербургских колонистов. Трагедии объединяют людей. Депортация 1941 г. Ускорила процесс сближения различных социальных,
конфессиональных и территориальных групп немцев, что позволяет с е й ч а с (разрядка моя) говорить о существовании этноса российские немцы. Изучение формирования отдельных групп немецкого населения позволяет правильно понять происходившие в них процессы, выявить
причины поселения в России и особенности формирования.