Вход на сайт
О добре и зле.
1184 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ ijaG 18.06.03 19:58
Расскажу на всякий случай. Как-то в юности (практически детстве) читала хайку - идет японский поэт по японскому лесу в своей постоянной доброй грусти и видит малыша (посреди леса). Бросил он ему из своего рукава горсточку риса и пошел дальше. Пояснения переводчика: время тяжелое, страшный голод, мальчиков выбрасывали. По восприятию современников, судя по хайку, поэт был высочайшего милосердия человек: поделился драгоценностью. Помню свое детское негодование: почему не взял ребенка с собой, оставил в лесу, трудно ли прокормить малыша. "Легенда о Нараями" ответила на все вопросы. Живет социум, постоянно грозит вымирание от голода. Рожденных мальчиков тут же выбрасывают - иначе другие дети погибнут от голода. Рожденных девочек продают императору. Стариков относят на гору Нараями и оставляют там умирать. Перед этим не кормят
- чтобы поменьше весили. Путь тяжелый, все время нести родителя на своих плечах. Главная героиня фильма - бабушка, которая знает, как и где руками можно поймать рыбу (это страшная тайна, которую в конце фильма она открывает только своей невестке). Она тоже в юности согрешила - оставила жить второго сына (а на все права имеет только старший сын), теперь он всеми презираемый, всеми гонимый, хуже собаки, которую тоже кормят, но потому что она стережет, а не просто так (с ней, кстати, у него и секс - потому что ни одна женщина близко его к себе не подпустит. не то, что старшего - тому все рады). И вот смотрит мать на своего любимого сына (любит-то она детей одинаково) и думает: зачем
я сохранила ему жизнь и обрекла его на такие страдания (таких слов в фильме нет, это моя интерпретация). Она уже повзрослела настолько, чтобы понять, что такое добро в этой жизни, а что такое зло. У ее внука (будущего наследника) девушка из семьи, где жалели всех детей и всех оставили (добрые были?). Поэтому семья постоянно голодает, а дети постоянно воруют. Начала приворовывать и наша невеста. И бабушка понимает: внук не прокормит две семьи и соглашается вместе со всей деревней - семью воров со всеми детьми живьем закапывают в землю. И тем самым она опять спасает свой род от вымирания, взяв на себя всю ответственность, вину и так далее. Потому что другим еще нужно дожить и дострадать до понимния, что такое
хорошо и что такое плохо применительно к данной конкретной ситуации. Заканчивается фильм тем, что бабушка заставляет сына отнести ее на Нараями (годы пришли, хотя она и молодая, и бодрая, и для семьи не обуза) - потому что нельзя нарушать эти традиции, потому что в данных условиях только с этими традициями можно выжить этому человеческому социуму.
Насчет Библии горячие дискуссии ведутся в другом топике и суть в том, что все в древней истории были хороши, а также голодны, кровожадны и жестоки. То, что Иаков простил братьев и их род перебрался в Египет, и было началом Египетского плена. Наверное, действительно в Библии можно поучиться каким-то человеческим качествам (хотя и все возможные пороки там живописаны - причем, в тесном переплетении одного с другим), но сама история изобилует бесконечным взаимным насилием, поэтому как пример добра вряд ли подходит. Даже добра с кулаками. Не зря существует поговорка "Сытый голодного не разумеет". Только когда все сыты, можно строить более милосердные правила игры (вс╦ более и более милосердные). Ни мне, ни Вам убивать из-за голода, к счастью, не придется, мы, к счастью, даже и не представляем, что это такое - голод. А вот моя мама знала голод ребенком. И когда она рассказывает, волосы дыбом встают. А насчет убийства - в определенной ситуации убью. А Вы нет? Будет это добром или злом? Грехом - точно. А вот насчет зла...
И отвечая на Ваш вопрос о том, как я понимаю добро для себя. Не желать зла другим, помогать слабым, быть благодарной, контролировать свое душевное состояние - не опускаться до гнева, быть ответственной за каждое принятое собой решение, не позволять собой управлять. И так далее. Добрая ли я? Не очень. Кто такой в моем понимании добрый человек? Очень конкретные люди. Но чтобы о них рассказать, еще столько же написать нужно.
Насчет Библии горячие дискуссии ведутся в другом топике и суть в том, что все в древней истории были хороши, а также голодны, кровожадны и жестоки. То, что Иаков простил братьев и их род перебрался в Египет, и было началом Египетского плена. Наверное, действительно в Библии можно поучиться каким-то человеческим качествам (хотя и все возможные пороки там живописаны - причем, в тесном переплетении одного с другим), но сама история изобилует бесконечным взаимным насилием, поэтому как пример добра вряд ли подходит. Даже добра с кулаками. Не зря существует поговорка "Сытый голодного не разумеет". Только когда все сыты, можно строить более милосердные правила игры (вс╦ более и более милосердные). Ни мне, ни Вам убивать из-за голода, к счастью, не придется, мы, к счастью, даже и не представляем, что это такое - голод. А вот моя мама знала голод ребенком. И когда она рассказывает, волосы дыбом встают. А насчет убийства - в определенной ситуации убью. А Вы нет? Будет это добром или злом? Грехом - точно. А вот насчет зла...
И отвечая на Ваш вопрос о том, как я понимаю добро для себя. Не желать зла другим, помогать слабым, быть благодарной, контролировать свое душевное состояние - не опускаться до гнева, быть ответственной за каждое принятое собой решение, не позволять собой управлять. И так далее. Добрая ли я? Не очень. Кто такой в моем понимании добрый человек? Очень конкретные люди. Но чтобы о них рассказать, еще столько же написать нужно.
-У Вас мигреней не бывает? - Никого у нас не бывает - такая глушь!