Login
Месть
291 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort Kelly2003 08.05.03 23:14
Можно. Попробую описать вкратце по памяти. Я не юрист, так что извиняюсь за возможные ошибки.
Адат √ обычное традиционное уголовное и гражданское право Кавказа, в отличие от Шариата, который является правовой нормой ислама. Адат был распространен в основном в Балкарии, Кабарде, Чечне, Ингушетии и в Осетии. Главный принцип: нет понятия преступления, есть ╚возмещение ущерба, т.е. ╚композиция╩. Для этого выбираются посредники. ╚медиаторы╩. Наказания самые разнообразные, вплоть до временного или постоянного выселения за пределы территории клана, что с учетом клановости обществ Кавказа было весьма действенно. Использовалась и кровная есть, Это не обязательно смерть виновного, это и более мягкие формы как не ходить на свадьбы, похороны членов клана провинившегося. При кровной мести применялась одиночная месть родственников, в то время как по Шариату принималось коллективное решение. Например, при изнасиловании виновный был обязан не только заплатить компенсацию, но и жениться на жертве. При групповом изнасиловании выбор мужа оставался за жертвой. Решение было окончательно и безапелляционно. Это действовало. До Сов. власти Шариат на Кавказе почти не был распространен, даже в Чечне. Частично Адат в 19 в. был кодифицирован, т.е. его нормы письменно фиксировались на арабском (кроме Кабарды и Балкарии). При похищениях людей Адат не использовался, такие случаи не зафиксированы. Это опровергает тезис о том, что чеченцы в массовых количествах традиционно занимались похищениями людей с целью получения выкупа. Российская империя поддерживала и не запрещала суд по Адату. В Кабарде, к примеру, в 1825 г. Был основан Российский временный суд, который принимал решения как по Адату, так и по российским правовым нормам. Был также и Горский словесный суд как еще одна переходная правовая норма. Сразу российский суд был введен только в Осетии, где за счет большого процента православного населения это прошло безболезненно. Россия внедряла новое правовое сознание путем обучения кавказцев профессии судьи европейского типа. Это привело к тому, что к началу 20 в. более 90% дел на Кавказе добровольно решались в российском суде. Сов. Власть стала поддерживать Шариат. Существовали даже ╚Советско-Шариатские суды (так и назывались!) До 1925 г. На Кавказе еще был адатский суд. В УК СССР была предусмотрена отдельная статья за кровную месть, применимая только к Кавказу. Виновный получал более мягкое наказание, чем не кавказец, совершивший убийство из-за мести. 1925-28 судьи не оплачивались государством, затем Адат был запрещен. Но он не исчез, а ушел в подполье. Кавказцам не подходил сов. Суд, т.к. он лишь наказывал виновного, назначал ему меру пресечения, но не регулировал конфликт между кланами. Кроме того, судья не выбирались, а назначались. Хрущевская оттепель коснулась и Адата. После возвращения репрессированных народов на Кавказ был введен принцип ╚полезного╩ и ╚вредного╩ Адата (последний √ кровная месть). Работали Примирительный комиссии, т.е. был тихо восстановлен адатский суд. Затем снова начался период запрета. Нормы Адата тайно работали и сов. время. Один пример из 70-ых гг., описанный в литературе. Кабардинец убил балкарца. Убийство непреднамеренное. Клан убитого требует смертной казни, тем самым желая руками государства совершить кровную месть. Верховный суд Кабардино-Балкарии спокойно выносит смертный приговор, но при этом отмечает, что по законодательству приговор должен быть утвержден в Москве. Дело намеренно затягивается. В московском суде виновный получает 3 года, как и предусмотрено за непреднамеренное убийство. За это время кланы находят посредников и примиряются. Все довольны. Так работал Адат в подполье.
Адат √ обычное традиционное уголовное и гражданское право Кавказа, в отличие от Шариата, который является правовой нормой ислама. Адат был распространен в основном в Балкарии, Кабарде, Чечне, Ингушетии и в Осетии. Главный принцип: нет понятия преступления, есть ╚возмещение ущерба, т.е. ╚композиция╩. Для этого выбираются посредники. ╚медиаторы╩. Наказания самые разнообразные, вплоть до временного или постоянного выселения за пределы территории клана, что с учетом клановости обществ Кавказа было весьма действенно. Использовалась и кровная есть, Это не обязательно смерть виновного, это и более мягкие формы как не ходить на свадьбы, похороны членов клана провинившегося. При кровной мести применялась одиночная месть родственников, в то время как по Шариату принималось коллективное решение. Например, при изнасиловании виновный был обязан не только заплатить компенсацию, но и жениться на жертве. При групповом изнасиловании выбор мужа оставался за жертвой. Решение было окончательно и безапелляционно. Это действовало. До Сов. власти Шариат на Кавказе почти не был распространен, даже в Чечне. Частично Адат в 19 в. был кодифицирован, т.е. его нормы письменно фиксировались на арабском (кроме Кабарды и Балкарии). При похищениях людей Адат не использовался, такие случаи не зафиксированы. Это опровергает тезис о том, что чеченцы в массовых количествах традиционно занимались похищениями людей с целью получения выкупа. Российская империя поддерживала и не запрещала суд по Адату. В Кабарде, к примеру, в 1825 г. Был основан Российский временный суд, который принимал решения как по Адату, так и по российским правовым нормам. Был также и Горский словесный суд как еще одна переходная правовая норма. Сразу российский суд был введен только в Осетии, где за счет большого процента православного населения это прошло безболезненно. Россия внедряла новое правовое сознание путем обучения кавказцев профессии судьи европейского типа. Это привело к тому, что к началу 20 в. более 90% дел на Кавказе добровольно решались в российском суде. Сов. Власть стала поддерживать Шариат. Существовали даже ╚Советско-Шариатские суды (так и назывались!) До 1925 г. На Кавказе еще был адатский суд. В УК СССР была предусмотрена отдельная статья за кровную месть, применимая только к Кавказу. Виновный получал более мягкое наказание, чем не кавказец, совершивший убийство из-за мести. 1925-28 судьи не оплачивались государством, затем Адат был запрещен. Но он не исчез, а ушел в подполье. Кавказцам не подходил сов. Суд, т.к. он лишь наказывал виновного, назначал ему меру пресечения, но не регулировал конфликт между кланами. Кроме того, судья не выбирались, а назначались. Хрущевская оттепель коснулась и Адата. После возвращения репрессированных народов на Кавказ был введен принцип ╚полезного╩ и ╚вредного╩ Адата (последний √ кровная месть). Работали Примирительный комиссии, т.е. был тихо восстановлен адатский суд. Затем снова начался период запрета. Нормы Адата тайно работали и сов. время. Один пример из 70-ых гг., описанный в литературе. Кабардинец убил балкарца. Убийство непреднамеренное. Клан убитого требует смертной казни, тем самым желая руками государства совершить кровную месть. Верховный суд Кабардино-Балкарии спокойно выносит смертный приговор, но при этом отмечает, что по законодательству приговор должен быть утвержден в Москве. Дело намеренно затягивается. В московском суде виновный получает 3 года, как и предусмотрено за непреднамеренное убийство. За это время кланы находят посредников и примиряются. Все довольны. Так работал Адат в подполье.