Login
А не имеет ли место быть двойным стандартам?
951 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
Как-то набрел на дискуссии, рассматривая в свое время проблематику творческой личности в условиях терриристической диктатуры. Весьма интересные моменты имеются. Ниже приведены некоторые высказывания, прежде всего от-но Л.Р., прожившей больше 100 лет, известного работника документального кино 1930-х - первой половины 1940-х гг. Разумеется, масштабы злодеяний во времена национал-социализма в Германии нам сейчас полностью раскрыты. И структура преступлений довольно иная, чем во времена большевизма в СССР. Но все равно остается, на мой взгляд, этадакий небольшой привкус двойного стандарта к деяниям "инженеров человеческих душ" при обоих диктатурах. Или мне так только кажется? А если нет, так в чем же причина некоей снисходительности значительного числа наших с вами современников к сталинским подпевалам и глорификаторам, в отличии от гитлеровских таковых. Все ли дело в объекте
рассмотрения или же еще в конкретном рассмотрителе? Ниже только небольшая часть высказываний по данной теме.
ВЫДЕРЖКИ (но рекомендую прочесть полностью все три интервью, довольно познавательно)
12 Августа 2001
12 августа 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Яшин, главный режиссер Театра имени Гоголя, и Светлана Крючкова, актриса (по телефону).
Эфир ведут Марина Багдасарян, Алексей Венедиктов
А.ВЕНЕДИКТОВ: Светлана Николаевна, недавно "Вечерняя Москва" опубликовала заметку про Вашу будущую новую роль, которая называется так: "Крючкова подруга Гитлера".
С.КРЮЧКОВА: Замечательно. Скандальное название, привлекающее внимание.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я скажу сразу нашим слушателям, что Сергей Яшин будет работать над спектаклем "Марлени", и там две главные героини Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь, и Лени Рифеншталь будет играть Светлана Крючкова, и в этой связи у меня вопрос. Когда Лени Рифеншталь сейчас приезжала в Петербург, Вы с ней встречались?
-----.
С.КРЮЧКОВА: Мне кажется, Вы немножко преувеличиваете информацию. Я думаю, что мало кто вообще знаком с этой фигурой, особенно у нас в России с Лени Рифеншталь.
А.ВЕНЕДИКТОВ: После ее приезда в Петербург в мае 2001 года
С.КРЮЧКОВА: Скандальный
А.ВЕНЕДИКТОВ: Даже не приезд был скандальный, а скандал был тот, что все стали обсуждать, позволительно ли в город Петербург этого человека, который
С.КРЮЧКОВА: Я вам могу ответить только одно. Я читала такую книжку "Беломоро-Балтийский канал", написанную нашими писателями. Фамилии некоторых просто без стыда невозможно читать, просто невозможно смотреть, что какой-то человек написал этот кошмар в пандан Сталину и т.д. Я могу вам сказать что Эйзенштейн, Пудовкин, вообще наши государственные творцы и режиссеры, и Ромм, который снимал "Ленин в октябре" и т.д., Александров, в тот момент, когда люди гибли в лагерях, с этой точки зрения мы вообще не должны подавать руки и переходить на другую сторону, как это было, когда Зощенко с Ахматовой были в опале-..
http://echo.ratry.ru/guests/3542/
"Триумф воли" и триумф воли
В чем должна была каяться Лени Рифеншталь?
Сто один год прожила на белом свете Хелене Берте Амалия Рифеншталь, больше известная как Лени Рифеншталь. Тихо умерла во сне одна из самых спорных фигур в кино XX - XXI столетия. Ненависть и восхищение, зависть и презрение. Нюрнбергский процесс, оправдавший Рифеншталь, и дальше - целая жизнь, вместившая в себя целую череду приговоров. Она так и умерла, не захотев оправдаться, покаяться, попросить прощения. "Попроси у тети прощения за плохое поведение, и получишь конфетку". Старик Галилей упал на колени и отрекся. Потом встал, отряхнул колени и гордо произнес "А все-таки она вертится!" Но этого мир уже не услышал. Галилей умер, отрекшись от дела своей жизни. Лени Рифеншталь не хотела конфетку за лицемерное отречение.
....
Документалист - особая профессия. Он может придумать себе образ, написать сценарий, расставить нужные ему акценты. Он может сделать фильм о нацизме как о триумфе воли, а может показать его как самое страшно зло ХХ века. Но остается главное - документалист снимает только то, что видит. И сколько бы он ни расставлял акценты и ни убеждал зрителя в собственном видении, история расставит акценты сама. Как сделала она это в случае с Гитлером и фашизмом. Но если бы 70 лет назад талантливая документалистка не увлеклась идеями наци, мы, наверное, до сих пор довольствовались бы кадрами советской хроники, где понурые пленные, потерявшие человеческий облик фашисты бредут по Москве, сопровождаемые хмурыми ненавидящими взглядами людей и поливальной машиной. "И эти ублюдки хотели покорить мир!" И нам никогда не пришло бы в голову, как не хотело приходить многие годы, что Гитлер был невероятно обаятельным и симпатичным, красноречивым и харизматичным, а не убогим психопатом из фильма "Освобождение". Да, это сознавать не хочется. Лучше рассовать Историю по советским учебникам истории и погрозить ей пальчиком: не показывай срамных мест.
Что ж, каяться так каяться. Объявим широкую всенародную акцию всеобщего покаяния людей искусства.
Но что-то не слышно хоть слова упрека в адрес, например, Михаила Ромма, создавшего, думается, самый страшный образ Ленина в советском кино. Видно, нам так милы призывы Ильича к террору, которые тот высказывал в фильме "Ленин в 1918 году" в беседе с Горьким. Попробуй посетовать, что, мол, умер Михаил Ильич, не покаявшись, - вмиг огребешь. И что время такое было, что иначе Ленина не снимешь. И что художник имеет право на ошибку. И что Ромм потом снял "Обыкновенный фашизм", за который ему можно все простить. Право, Рифеншталь жалкая приготовишка по сравнению с Роммом - хотя бы потому, что она фиксировала, пусть и не бесстрастно, эпоху, людей, характеры, а Ромм, как, впрочем, и сотни других деятелей культуры, - придумывал в угоду режиму, выстраивая таким образом лживый и страшный концепт.
Екатерина Барабаш - обозреватель "Независимой газеты"
http://old.russ.ru/culture/cinema/20030911_bar.html
Художник в условиях тоталитаризма
А. ЧЕРКИЗОВ - Добрый вечер, вы в очередной раз на моей реанимированной "Кухне". У нас сегодня в гостях очень грамотные люди. Владимир Иосифович Дмитриев, первый заместитель генерального директора "Госфильмофонда". Здравствуйте. И Марина Евсеевна Голдовская, кинорежиссер, здравствуйте, сударыня. ... Я с предисловием закончил, теперь вопрос к вам, господа. Что для вас Лени Рифеншталь? Владимир Дмитриев, пожалуйста.
.....
В. ДМИТРИЕВ Да, в то же время иногда меняла какие-то свои воспоминания о прошлом, меняла оценки, и в этом плане было вполне естественно. Но в чем-то она была верна себе. И я должен сказать вот какую вещь в отношении ее. Она фигура очень драматическая
....
....
А. ЧЕРКИЗОВ Сейчас мы к этому вернемся. Так вот этот фильм "Триумф воли" начинается с пролета самолета, на котором летит Гитлер, это сделала, заставила это организовать именно Лени Рифеншталь. Это была ее идея. И Шпеер ее передал Гитлеру как указание, Гитлер согласился и так сделал. Марина Голдовская, почему - и, слава богу?
М. ГОЛДОВСКАЯ Почему - потому что картина "Триумф воли" извините меня, она просто скучная. Жутко скучная картина. Вы, наверное, видели 60-минутную версию этого фильма.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я видел полный фильм.
М. ГОЛДОВСКАЯ - 120 минут и вы выдержали?
А. ЧЕРКИЗОВ - Да, это безумно интересно.
М. ГОЛДОВСКАЯ О, боже мой, это интересно с точки зрения истории. Да, действительно сегодня посмотреть эту картину интересно, потому что ты понимаешь, какое было время, и что делал Гитлер.
....
М. ГОЛДОВСКАЯ - А чего там такого особенного?
А. ЧЕРКИЗОВ - Во-первых, все про нас.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Я лучше посмотрю Ромма "Обыкновенный фашизм".
А. ЧЕРКИЗОВ Нет, это все про нас. Про Советский Союз. Только у фюрера разные усы, иначе люди поднимают руки в жесте
М. ГОЛДОВСКАЯ - Нет, я не согласна совершенно.
А. ЧЕРКИЗОВ - Почему?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Потому что все было по-другому.
А. ЧЕРКИЗОВ - Что же было по-другому?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Оба тоталитарных режима да, но они были совершенно разные.
А. ЧЕРКИЗОВ В чем?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Володя, давай.
В. ДМИТРИЕВ Тут есть сходство, безусловно, но не тождество. Дело в том, что фильм, подобный "Триумфу воли" я думаю, что в Советском Союзе снять бы не могли.
А. ЧЕРКИЗОВ Здрррасьте.
.....
....
А. ЧЕРКИЗОВ - И она, между прочим, если я правильно понимаю, в этом фильме позволила себе быть антинацистской, антироссийской скажем так. Потому что там по эстетике человеческого тела, а весь фильм построен, как мне кажется на эстетике человеческого тела. Люди черного цвета, как вы помните, это было возмутительным для Гитлера, она это показала в таком же красивом и честном ракурсе, как она показывала людей белого цвета.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Слово "честный" когда вы говорите о Лени Рифеншталь, я как-то никак не могу принять.
А. ЧЕРКИЗОВ - А скажите мне, пожалуйста, может быть у вас к ней предубеждение?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Нет. Я просто знаю какие-то вещи, которые мне мешают быть бесстрастной.
А. ЧЕРКИЗОВ - Например.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Например, в 1943 году она снимала художественную игровую картину, и она использовала цыган из концлагеря.
А. ЧЕРКИЗОВ - "Низину" вы имеете в виду
М. ГОЛДОВСКАЯ - Она использовала их, зная, что это концлагерь, она знала больше, чем кто-либо другой.
А. ЧЕРКИЗОВ - А что, советские режиссеры не использовали людей из концлагеря советского, что, товарищ Горький не визжал от восторга по поводу Беломоро-Балтийского канала?
М.ГОЛДОВСКАЯ - Удар под дых.
А. ЧЕРКИЗОВ - Марина Евсеевна, я не обещал, что я буду деликатен.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Вы не можете быть деликатным, в этом ваша прелесть, я вас люблю за это.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я могу быть временами деликатным, но, пожалуйста, Горький, чего написал про Беломоро-Балт?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Безобразие написал, скажем прямо.
А. ЧЕРКИЗОВ - А чем Лени Рифеншталь хуже?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Знаете, чем она мне неприятна весьма и очень, я скажу вам правду.
А. ЧЕРКИЗОВ - Немка?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Да ну что вы, господи!? Упаси меня бог. Я скажу вам, чем она мне очень несимпатична. Я прочитала толстенную книгу, 800 страниц ее воспоминаний, и понимаете, когда человек уже после того, как все кончено и уже все ясно, продолжает говорить, что она ничего не знала, ничего не понимала, что ерунда, потому что рядом с ней была Марлен Дитрих, это была актриса, которая все прекрасно поняла, поняла и сделала свои выводы.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я поднял руку, потому что хочу незамедлительно Марине Голдовской задать вопрос. Скажите мне, кто из наших русских, советских художников покаялся, признал, что он раньше врал? Назовите-ка мне хоть одного. Что он раньше писал, потом протрезвел, понял.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Много таких примеров. Тот же самый Михаил Ильич Ромм, который простите меня, сделал столько всего, чтобы искупить то, что было
А. ЧЕРКИЗОВ А где он это и когда признал?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Володя лучше вам ответит на этот вопрос. Но я думаю, что Эйзенштейн во второй серии "Ивана Грозного" тоже очень много чего смог сказать.
А. ЧЕРКИЗОВ - Вы сами сказали не о творчеством самоискуплении, а о прямом тексте. У меня вопрос кто из советских художников с большой буквы, неважно, стихи пишет, кино снимает, кто признался? Кстати, вопрос от Ивана на пейджер: "Есть ли какие-нибудь параллели между творчеством Романа Кармена и обсуждаемой немецкой женщиной-режиссером? С уважением, Иван".
В. ДМИТРИЕВ Между Романом Карменом и Лени Рифеншталь очень мало сходства. Между Рифеншталь и Роммом сходства гораздо больше. Кармен был репортером по основной своей профессии. Очень был смелым человеком как репортер и не скажу смелый в режиссере. А как репортер очень смелый человек, который лез в самую гущу войны то в Испании, в Китае, то в Великой Отечественной, то он ехал во Вьетнам, то на Кубу, и в этом плане его биография безупречна. Что касается его фильмов, тут есть спорный момент. Что касается Ромма, я думаю, что это одна из самых трагических фигур в истории нашего кино. И я объясню, почему. Совершенно смело. У Ромма есть помимо неточностей и лжи в ленинской дилогии есть одна картина, за которую ему всю жизнь было стыдно. Ее почти никто не знает, но картина эта была. Это картина "Владимир Ильич Ленин" 1948 года, это трагическая история Михаила Ильича, потому что эту картину ему было Сталиным предложено поставить, он ее ставить не хотел. Есть замечательные мемуары о том, как шло обсуждение, что картина "Ленин" будет режиссера Беляева, и Сталин сказал я не знаю никакого Беляева, а вот есть Ромм. И Ромм вместе с Беляевым эту картину и сделал. К величайшему сожалению, вторая половина этой картины - это нечто запредельное по восторгу по отношению к Сталину и в изображении, и в тексте. Это была великая мука Михаила Ильича Ромма. И между прочим, когда он снимал "Обыкновенный фашизм" как художник, он в значительной степени каялся и за себя. Там есть очень любопытные внутренние вещи, полемики с самим собой. В этом плане я могу сказать как это ни горестно, действительно есть совпадения.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я должен сказать, что когда я задаю вопрос о том, кто покаялся, то я понимаю, публично не покаялся никто. Но тот же Борис Слуцкий сошел с ума после того или из-за того, из-за того, я не могу сказать, скажу хронологически после того, как он выступил на московском собрании писателей против Бориса Пастернака, это всем известная история. Дальше он тихо сходил с ума и великое спасибо покойному Юрию Ивановичу Болдыреву, который оказался рядом с ним и который просто собрал и издал огромное количество стихов, написанных Слуцким, который уже не мог их ни печатать, ни публиковать, ни говорить о них. Марина Голдовская, пожалуйста.
....
А. ЧЕРКИЗОВ - Но давайте тогда войдем и в ситуацию Лени Рифеншталь.
М. ГОЛДОВСКАЯ - А у Лени Рифеншталь не было ситуации.
А. ЧЕРКИЗОВ - Как это не было ситуации?
М. ГОЛДОВСКАЯ - А вот так. Вы почитайте дневники, она влюбилась, можно сказать в Гитлера. Может быть не как женщина
А. ЧЕРКИЗОВ А, сколько людей любили Сталина? Ну, Марина Евсеевна, ну давайте будем ну хоть сколько-нибудь равновесными.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Я по поводу Лени Рифеншталь уже высказала свою точку зрения. Она была им очарована, она не видела ничего плохого. И потом она отрицала, она говорила, что она ошибалась, что она этого не видела, она не покаялась, когда уже все было ясно. Вы говорите - почему не покаялись наши режиссеры, да потому что со времени смерти Сталина 1953 года в общем-то до 1986 года невозможно было все это говорить.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но и после 1986 года никто не покаялся.
М. ГОЛДОВСКАЯ - К тому времени уже не осталось свидетелей этого момента. Эйзенштейна не было, Ромма не было, Дзиги Вертова не было, никого не было уже. А чего каяться каким-то нашим режиссерам более молодого поколения, они не жили в этом ужасе и не в чем было каяться. Я прошу меня извинить, безумно интересная тема.
....
....
В. ДМИТРИЕВ - ... Я хочу сказать одну вещь, в чем была ее величайшая обида. В 1940-м году Файт Харлан сделал картину под названием "Еврей Зюсс". Лени Рифеншталь ничто по сравнению с такой совершенно открыто антисемитской летной, которая была показана на всей оккупированной Европе. И Файт Харлан, как и Лени Рифеншталь, попал под суд, был процесс, где его оправдали и, начиная с 1950 года, Файт Харлан, хотя я должен сказать, по мотивам общечеловеческим не имел никакого права делать ничего, спокойно снял еще 10 картин. Выпустил книгу мемуаров, сделал картину про Зорге, сделал картину про гомосексуалистов, хотя у него за плечами был "Еврей Зюсс". Ему простили, это отдельная тема, почему его простили и как была умело построена его защита. Рифеншталь не простили.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но ее и не осудили, в общем.
В. ДМИТРИЕВ - Она только в 1954 году, и то в Штутгарте, а не в Берлине сделала премьеру свой "Низины". И потом фотографии, Намибия, Африка, съемки подводные.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но это не решение суда, это решение коллег, кинопрокатчиков, общества.
В. ДМИТРИЕВ Но Харлана простили же за это, хотя это не прощаемо. Я эту картину видел, в отличие от большинства людей. Это не прощаемая картина, я могу поручиться чем угодно.
....
http://www.echo.msk.ru/guests/5748/.
Марина Голдовская режиссер документального кино
24 августа 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" М. Голдовская режиссер документального кино
Эфир ведет Ксения Ларина
----------------
К. ЛАРИНА - У меня к вам вопрос теперь. Теперь о политике и об общественном. Мне очень интересно знать ваше мнение о Лени Рифеншталь.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, это такой большой вопрос, потому что в прошлом году мне его задал Алексей Алексеевич Венедиктов и сравнил меня с Лени Рифеншталь и я совершенно озверела, потому что я надеюсь во-первых, она старше меня почти вдвое. Ей сейчас 102 или 104 года, во-вторых, все-таки я никогда в жизни не воспевала фашизма, и даже не воспевала коммунизма.
К. ЛАРИНА Я не дай бог, вас не сравнивала. Мне интересно ваше отношение, сочетание таланта и какой-то дьявольщины, которая заложена в профессии, изначально заложена в любой творческой профессии, тут вопрос, что побеждает, как к этому относиться?
М.ГОЛДОВСКАЯ - Я считаю, что говорят так хороший человек - не профессия. Для документалиста это неправда, потому что порядочный человек - это профессия для документального кино. Я считаю, что она человек глубоко непорядочный.
......
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы понимаете, она прекрасно понимала, что происходит, она врала, что она не понимает, что происходит. Ведь прочитайте ее воспоминания. Я прочитала всю эту толстенную книгу. Она говорит, что она не знала, что была Хрустальная ночь, она не знала, как жгли книги на центральной площади, она ничего не знала. В тот момент, когда это происходило, ее никогда не было в стране. Она была где-то. Но, боже мой, ведь все же знали. Все знали о концлагерях, многие знали во всяком случае. Не все, конечно, многие знали. Она сама, между прочим, замечательно использовала людей, цыган из концентрационного лагеря, в 1943-44-м году, когда она снимала свою художественную картину. Она все прекрасно понимала, он восхищалась Гитлером, она восхищалась фашизмом. Ну, признай, многие, наверное, люди заблуждались, хотя я считаю, что Марлен Дитрих разобралась, актриса, не режиссер, разобралась и уехала, потому что она не хотела участвовать в этом. Но Лени Рифеншталь создала картину, которая, наверное, совратила миллионы немцев и превратила их в убежденных фашистов. Потому что "Триумф воли" картина была сделана очень сильно, потому что она режиссер хороший. Ну, хорошо, случилось это, ужасно, ужасно, это абсолютно безнравственный я считаю, поступок для художника защищать ценности, которые абсолютно античеловеческие. Но когда это уже все произошло, разоблачение гитлеровское, ну признай, да, виновата, да, заблуждалась, вот простите, да. Она не никогда сказала, что я заблуждалась. Она говорила, что я не знала. И до сих пор еще все ее записи, все мемуары проникнуты восхищением.
В. РАММ Марина, но ведь наши документалисты, которые восхищались Сталиным, книга знаменитая под руководством Горького, ведь тот же Роман Кармэн ни разу не говорил о том, что он заблуждался.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, он умер тогда, когда все еще заблуждались. И потом все-таки не надо сравнивать, я думаю. Обычно приводят в пример Дзигу Вертова, Эйзенштейна, я считаю, что это совершенно несопоставимые вещи, потому что Дзига Вертов, я хорошо знаю то, что он писал, я интересовалась этим, прочитала все его дневники от корки до корки, смотрела все его картины, он был человеком глубоко искренним. Просто время было такое и он как бы купился на эти идеи, и я думаю, что очень многие купились на эти идеи. Я знаю, что моя мама была очень даже убежденной марксисткой. Она никогда не была коммунисткой, она не могла вступить в партию, потому что у нее родители были из какого-то богатенького сословия, поэтому она никогда не подавала и не вступала в партию. Но я знаю, что многие люди верили и я знаю, что Вертов, и я говорила со многим людьми, которые его знали хорошо, и жила с ним в одном доме, я даже его видела в своем детстве. Даже странно, что я была крошечкой, он был человеком глубоко убежденным, он был наивным. Он был верующим коммунистом, я не знаю, был ли он членом партии, по-моему, нет, но он был верующим. Поэтому все то, что он делал, это было глубоко искренне, и он не мог понять, он так верит, а ему не дают снимать, понимаете, тут был страшный демонический, дьявольский обман. Прочитайте "Майн кампф". Я его не читала, честно вам скажу, я только какие-то выдержки читала, не хочу, мне просто не хочется даже в это дело влезать, но все было ясно и тогда. Гитлер сформулировал свою идеологию замечательно четко, отвратительную идеологию замечательно четко, скажем так. И, посмотришь картину той же самой Лени Рифеншталь, "Триумф воли" и ты понимаешь, что он хотел, и что хотели его дорогие коллеги. Почитайте, пожалуйста, статьи наших коммунистов, разве вы когда-нибудь могли бы подумать, что на самом деле творится? Я думаю, что нет, потому что это была настолько все-таки демагогическая фразеология, причем поначалу она может быть даже не была демагогической, я думаю, но какие-то сейчас вещи всплывают, которые просто заставляют вообще холодеть. Но я думаю, что поначалу большая часть коммунистов, я так думаю, действительно верили. Представьте себе, Дзига Вертов приехал из маленького городка Белостока, где ему никогда не было никакой дороги, он был из маленькой еврейской семьи, он знал, что вообще все ограничится, он будет маленьким каким-то мастеровым или еще чем-то или библиотекарем в лучшем случае как его отец. И вдруг революция, все равны, замечательные идеи, справедливость, он приехал, он был полон энергии, понимаете. Мы забываем, что было за время, и как люди к этому относились.
К. ЛАРИНА - А с другой стороны я слушаю вас и вспоминаю фильм, один из моих любимейших фильмов, наверное, и вас тоже "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма. Не знаю, он вообще понимал, что он впрямую аналогии проводит с коммунизмом в этом фильме?
В. РАММ Ему приписывали, по крайней мере, это понимание, это интонационно, но вряд ли это так логично было выстроено, что это будет параллель.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, я ужасно жалею, что не удалось поговорить с Михаилом Ильичем, потому что он умер уже в 1971 году за 3 недели до смерти моего отца. Мы были, кстати, соседями, жили в одном доме. Я думаю, что Михаил Ильич много чего понимал, но он тоже начал понимать это не с самого начала.
В. РАММ Может быть, даже в процессе фильма.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Я думаю, да, потому что ведь все прозревали потихоньку. Я думаю, что всегда очень страшно осознавать, что что-то происходит ужасное вокруг, всегда стараешься это отодвинуть и думать, а может быть я ошибаюсь, а может быть нет. Когда живешь в середине землетрясения, то ты не чувствуешь, что это землетрясение и какие последствия вокруг. Я действительно пережила землетрясение и знаю, что это такое. Не знаешь, что происходит в 20 шагах от тебя. Вот также я думаю, что наши соотечественники, которые жили в те годы, я уверена, что Эйзенштейн, когда она делал, предположим, "Стачку" и "Броненосец Потемкин", да и даже "Октябрь" он не понимал, что происходит. Но, наверное, когда по распоряжению Сталина ему пришлось начать вырезать Троцкого из картины "Октябрь", наверное, тогда он начал понимать, что происходит. Я так думаю. Начал понимать и, конечно, засомневался, а уж когда пошли дальнейшие всякие дела "Бежин луг", потом вся эта история с его американской поездкой и обвинение в том, что он чуть ли ни хотел предать Родину, остаться там, в Америке. Чего я думаю, он никогда не хотел, потому что он был глубоко российский режиссер и человек абсолютно отсюда. То конечно, человек начинал прозревать. Смотрите, а с "Иваном Грозным" что получилось - делалась картина как социальный заказ, но талант как бы задавил в нем страх и реальную оценку ситуации. Он сделал все-таки картину о Сталине, об Иване Грозном, но это был Сталин, о трагедии одиночества и о выжившем из ума человека. Так что я думаю, что вообще все происходит в жизни постепенно, познавая окружение, так сказать, окружающую жизнь и тут человек начинает прозревать. Иногда бывает слишком поздно, о боже, что произошло, что я наделал. Так что мне не хватает в Лени Рифеншталь, чтобы она сказала что я наделала, сволочь такая. Извините.
-..
http://e.echo.ratry.ru/programs/kadr/23159/index.phtml
ВЫДЕРЖКИ (но рекомендую прочесть полностью все три интервью, довольно познавательно)
12 Августа 2001
12 августа 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Яшин, главный режиссер Театра имени Гоголя, и Светлана Крючкова, актриса (по телефону).
Эфир ведут Марина Багдасарян, Алексей Венедиктов
А.ВЕНЕДИКТОВ: Светлана Николаевна, недавно "Вечерняя Москва" опубликовала заметку про Вашу будущую новую роль, которая называется так: "Крючкова подруга Гитлера".
С.КРЮЧКОВА: Замечательно. Скандальное название, привлекающее внимание.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я скажу сразу нашим слушателям, что Сергей Яшин будет работать над спектаклем "Марлени", и там две главные героини Марлен Дитрих и Лени Рифеншталь, и Лени Рифеншталь будет играть Светлана Крючкова, и в этой связи у меня вопрос. Когда Лени Рифеншталь сейчас приезжала в Петербург, Вы с ней встречались?
-----.
С.КРЮЧКОВА: Мне кажется, Вы немножко преувеличиваете информацию. Я думаю, что мало кто вообще знаком с этой фигурой, особенно у нас в России с Лени Рифеншталь.
А.ВЕНЕДИКТОВ: После ее приезда в Петербург в мае 2001 года
С.КРЮЧКОВА: Скандальный
А.ВЕНЕДИКТОВ: Даже не приезд был скандальный, а скандал был тот, что все стали обсуждать, позволительно ли в город Петербург этого человека, который
С.КРЮЧКОВА: Я вам могу ответить только одно. Я читала такую книжку "Беломоро-Балтийский канал", написанную нашими писателями. Фамилии некоторых просто без стыда невозможно читать, просто невозможно смотреть, что какой-то человек написал этот кошмар в пандан Сталину и т.д. Я могу вам сказать что Эйзенштейн, Пудовкин, вообще наши государственные творцы и режиссеры, и Ромм, который снимал "Ленин в октябре" и т.д., Александров, в тот момент, когда люди гибли в лагерях, с этой точки зрения мы вообще не должны подавать руки и переходить на другую сторону, как это было, когда Зощенко с Ахматовой были в опале-..
http://echo.ratry.ru/guests/3542/
"Триумф воли" и триумф воли
В чем должна была каяться Лени Рифеншталь?
Сто один год прожила на белом свете Хелене Берте Амалия Рифеншталь, больше известная как Лени Рифеншталь. Тихо умерла во сне одна из самых спорных фигур в кино XX - XXI столетия. Ненависть и восхищение, зависть и презрение. Нюрнбергский процесс, оправдавший Рифеншталь, и дальше - целая жизнь, вместившая в себя целую череду приговоров. Она так и умерла, не захотев оправдаться, покаяться, попросить прощения. "Попроси у тети прощения за плохое поведение, и получишь конфетку". Старик Галилей упал на колени и отрекся. Потом встал, отряхнул колени и гордо произнес "А все-таки она вертится!" Но этого мир уже не услышал. Галилей умер, отрекшись от дела своей жизни. Лени Рифеншталь не хотела конфетку за лицемерное отречение.
....
Документалист - особая профессия. Он может придумать себе образ, написать сценарий, расставить нужные ему акценты. Он может сделать фильм о нацизме как о триумфе воли, а может показать его как самое страшно зло ХХ века. Но остается главное - документалист снимает только то, что видит. И сколько бы он ни расставлял акценты и ни убеждал зрителя в собственном видении, история расставит акценты сама. Как сделала она это в случае с Гитлером и фашизмом. Но если бы 70 лет назад талантливая документалистка не увлеклась идеями наци, мы, наверное, до сих пор довольствовались бы кадрами советской хроники, где понурые пленные, потерявшие человеческий облик фашисты бредут по Москве, сопровождаемые хмурыми ненавидящими взглядами людей и поливальной машиной. "И эти ублюдки хотели покорить мир!" И нам никогда не пришло бы в голову, как не хотело приходить многие годы, что Гитлер был невероятно обаятельным и симпатичным, красноречивым и харизматичным, а не убогим психопатом из фильма "Освобождение". Да, это сознавать не хочется. Лучше рассовать Историю по советским учебникам истории и погрозить ей пальчиком: не показывай срамных мест.
Что ж, каяться так каяться. Объявим широкую всенародную акцию всеобщего покаяния людей искусства.
Но что-то не слышно хоть слова упрека в адрес, например, Михаила Ромма, создавшего, думается, самый страшный образ Ленина в советском кино. Видно, нам так милы призывы Ильича к террору, которые тот высказывал в фильме "Ленин в 1918 году" в беседе с Горьким. Попробуй посетовать, что, мол, умер Михаил Ильич, не покаявшись, - вмиг огребешь. И что время такое было, что иначе Ленина не снимешь. И что художник имеет право на ошибку. И что Ромм потом снял "Обыкновенный фашизм", за который ему можно все простить. Право, Рифеншталь жалкая приготовишка по сравнению с Роммом - хотя бы потому, что она фиксировала, пусть и не бесстрастно, эпоху, людей, характеры, а Ромм, как, впрочем, и сотни других деятелей культуры, - придумывал в угоду режиму, выстраивая таким образом лживый и страшный концепт.
Екатерина Барабаш - обозреватель "Независимой газеты"
http://old.russ.ru/culture/cinema/20030911_bar.html
Художник в условиях тоталитаризма
А. ЧЕРКИЗОВ - Добрый вечер, вы в очередной раз на моей реанимированной "Кухне". У нас сегодня в гостях очень грамотные люди. Владимир Иосифович Дмитриев, первый заместитель генерального директора "Госфильмофонда". Здравствуйте. И Марина Евсеевна Голдовская, кинорежиссер, здравствуйте, сударыня. ... Я с предисловием закончил, теперь вопрос к вам, господа. Что для вас Лени Рифеншталь? Владимир Дмитриев, пожалуйста.
.....
В. ДМИТРИЕВ Да, в то же время иногда меняла какие-то свои воспоминания о прошлом, меняла оценки, и в этом плане было вполне естественно. Но в чем-то она была верна себе. И я должен сказать вот какую вещь в отношении ее. Она фигура очень драматическая
....
....
А. ЧЕРКИЗОВ Сейчас мы к этому вернемся. Так вот этот фильм "Триумф воли" начинается с пролета самолета, на котором летит Гитлер, это сделала, заставила это организовать именно Лени Рифеншталь. Это была ее идея. И Шпеер ее передал Гитлеру как указание, Гитлер согласился и так сделал. Марина Голдовская, почему - и, слава богу?
М. ГОЛДОВСКАЯ Почему - потому что картина "Триумф воли" извините меня, она просто скучная. Жутко скучная картина. Вы, наверное, видели 60-минутную версию этого фильма.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я видел полный фильм.
М. ГОЛДОВСКАЯ - 120 минут и вы выдержали?
А. ЧЕРКИЗОВ - Да, это безумно интересно.
М. ГОЛДОВСКАЯ О, боже мой, это интересно с точки зрения истории. Да, действительно сегодня посмотреть эту картину интересно, потому что ты понимаешь, какое было время, и что делал Гитлер.
....
М. ГОЛДОВСКАЯ - А чего там такого особенного?
А. ЧЕРКИЗОВ - Во-первых, все про нас.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Я лучше посмотрю Ромма "Обыкновенный фашизм".
А. ЧЕРКИЗОВ Нет, это все про нас. Про Советский Союз. Только у фюрера разные усы, иначе люди поднимают руки в жесте
М. ГОЛДОВСКАЯ - Нет, я не согласна совершенно.
А. ЧЕРКИЗОВ - Почему?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Потому что все было по-другому.
А. ЧЕРКИЗОВ - Что же было по-другому?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Оба тоталитарных режима да, но они были совершенно разные.
А. ЧЕРКИЗОВ В чем?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Володя, давай.
В. ДМИТРИЕВ Тут есть сходство, безусловно, но не тождество. Дело в том, что фильм, подобный "Триумфу воли" я думаю, что в Советском Союзе снять бы не могли.
А. ЧЕРКИЗОВ Здрррасьте.
.....
....
А. ЧЕРКИЗОВ - И она, между прочим, если я правильно понимаю, в этом фильме позволила себе быть антинацистской, антироссийской скажем так. Потому что там по эстетике человеческого тела, а весь фильм построен, как мне кажется на эстетике человеческого тела. Люди черного цвета, как вы помните, это было возмутительным для Гитлера, она это показала в таком же красивом и честном ракурсе, как она показывала людей белого цвета.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Слово "честный" когда вы говорите о Лени Рифеншталь, я как-то никак не могу принять.
А. ЧЕРКИЗОВ - А скажите мне, пожалуйста, может быть у вас к ней предубеждение?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Нет. Я просто знаю какие-то вещи, которые мне мешают быть бесстрастной.
А. ЧЕРКИЗОВ - Например.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Например, в 1943 году она снимала художественную игровую картину, и она использовала цыган из концлагеря.
А. ЧЕРКИЗОВ - "Низину" вы имеете в виду
М. ГОЛДОВСКАЯ - Она использовала их, зная, что это концлагерь, она знала больше, чем кто-либо другой.
А. ЧЕРКИЗОВ - А что, советские режиссеры не использовали людей из концлагеря советского, что, товарищ Горький не визжал от восторга по поводу Беломоро-Балтийского канала?
М.ГОЛДОВСКАЯ - Удар под дых.
А. ЧЕРКИЗОВ - Марина Евсеевна, я не обещал, что я буду деликатен.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Вы не можете быть деликатным, в этом ваша прелесть, я вас люблю за это.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я могу быть временами деликатным, но, пожалуйста, Горький, чего написал про Беломоро-Балт?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Безобразие написал, скажем прямо.
А. ЧЕРКИЗОВ - А чем Лени Рифеншталь хуже?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Знаете, чем она мне неприятна весьма и очень, я скажу вам правду.
А. ЧЕРКИЗОВ - Немка?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Да ну что вы, господи!? Упаси меня бог. Я скажу вам, чем она мне очень несимпатична. Я прочитала толстенную книгу, 800 страниц ее воспоминаний, и понимаете, когда человек уже после того, как все кончено и уже все ясно, продолжает говорить, что она ничего не знала, ничего не понимала, что ерунда, потому что рядом с ней была Марлен Дитрих, это была актриса, которая все прекрасно поняла, поняла и сделала свои выводы.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я поднял руку, потому что хочу незамедлительно Марине Голдовской задать вопрос. Скажите мне, кто из наших русских, советских художников покаялся, признал, что он раньше врал? Назовите-ка мне хоть одного. Что он раньше писал, потом протрезвел, понял.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Много таких примеров. Тот же самый Михаил Ильич Ромм, который простите меня, сделал столько всего, чтобы искупить то, что было
А. ЧЕРКИЗОВ А где он это и когда признал?
М. ГОЛДОВСКАЯ - Володя лучше вам ответит на этот вопрос. Но я думаю, что Эйзенштейн во второй серии "Ивана Грозного" тоже очень много чего смог сказать.
А. ЧЕРКИЗОВ - Вы сами сказали не о творчеством самоискуплении, а о прямом тексте. У меня вопрос кто из советских художников с большой буквы, неважно, стихи пишет, кино снимает, кто признался? Кстати, вопрос от Ивана на пейджер: "Есть ли какие-нибудь параллели между творчеством Романа Кармена и обсуждаемой немецкой женщиной-режиссером? С уважением, Иван".
В. ДМИТРИЕВ Между Романом Карменом и Лени Рифеншталь очень мало сходства. Между Рифеншталь и Роммом сходства гораздо больше. Кармен был репортером по основной своей профессии. Очень был смелым человеком как репортер и не скажу смелый в режиссере. А как репортер очень смелый человек, который лез в самую гущу войны то в Испании, в Китае, то в Великой Отечественной, то он ехал во Вьетнам, то на Кубу, и в этом плане его биография безупречна. Что касается его фильмов, тут есть спорный момент. Что касается Ромма, я думаю, что это одна из самых трагических фигур в истории нашего кино. И я объясню, почему. Совершенно смело. У Ромма есть помимо неточностей и лжи в ленинской дилогии есть одна картина, за которую ему всю жизнь было стыдно. Ее почти никто не знает, но картина эта была. Это картина "Владимир Ильич Ленин" 1948 года, это трагическая история Михаила Ильича, потому что эту картину ему было Сталиным предложено поставить, он ее ставить не хотел. Есть замечательные мемуары о том, как шло обсуждение, что картина "Ленин" будет режиссера Беляева, и Сталин сказал я не знаю никакого Беляева, а вот есть Ромм. И Ромм вместе с Беляевым эту картину и сделал. К величайшему сожалению, вторая половина этой картины - это нечто запредельное по восторгу по отношению к Сталину и в изображении, и в тексте. Это была великая мука Михаила Ильича Ромма. И между прочим, когда он снимал "Обыкновенный фашизм" как художник, он в значительной степени каялся и за себя. Там есть очень любопытные внутренние вещи, полемики с самим собой. В этом плане я могу сказать как это ни горестно, действительно есть совпадения.
А. ЧЕРКИЗОВ - Я должен сказать, что когда я задаю вопрос о том, кто покаялся, то я понимаю, публично не покаялся никто. Но тот же Борис Слуцкий сошел с ума после того или из-за того, из-за того, я не могу сказать, скажу хронологически после того, как он выступил на московском собрании писателей против Бориса Пастернака, это всем известная история. Дальше он тихо сходил с ума и великое спасибо покойному Юрию Ивановичу Болдыреву, который оказался рядом с ним и который просто собрал и издал огромное количество стихов, написанных Слуцким, который уже не мог их ни печатать, ни публиковать, ни говорить о них. Марина Голдовская, пожалуйста.
....
А. ЧЕРКИЗОВ - Но давайте тогда войдем и в ситуацию Лени Рифеншталь.
М. ГОЛДОВСКАЯ - А у Лени Рифеншталь не было ситуации.
А. ЧЕРКИЗОВ - Как это не было ситуации?
М. ГОЛДОВСКАЯ - А вот так. Вы почитайте дневники, она влюбилась, можно сказать в Гитлера. Может быть не как женщина
А. ЧЕРКИЗОВ А, сколько людей любили Сталина? Ну, Марина Евсеевна, ну давайте будем ну хоть сколько-нибудь равновесными.
М. ГОЛДОВСКАЯ - Я по поводу Лени Рифеншталь уже высказала свою точку зрения. Она была им очарована, она не видела ничего плохого. И потом она отрицала, она говорила, что она ошибалась, что она этого не видела, она не покаялась, когда уже все было ясно. Вы говорите - почему не покаялись наши режиссеры, да потому что со времени смерти Сталина 1953 года в общем-то до 1986 года невозможно было все это говорить.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но и после 1986 года никто не покаялся.
М. ГОЛДОВСКАЯ - К тому времени уже не осталось свидетелей этого момента. Эйзенштейна не было, Ромма не было, Дзиги Вертова не было, никого не было уже. А чего каяться каким-то нашим режиссерам более молодого поколения, они не жили в этом ужасе и не в чем было каяться. Я прошу меня извинить, безумно интересная тема.
....
....
В. ДМИТРИЕВ - ... Я хочу сказать одну вещь, в чем была ее величайшая обида. В 1940-м году Файт Харлан сделал картину под названием "Еврей Зюсс". Лени Рифеншталь ничто по сравнению с такой совершенно открыто антисемитской летной, которая была показана на всей оккупированной Европе. И Файт Харлан, как и Лени Рифеншталь, попал под суд, был процесс, где его оправдали и, начиная с 1950 года, Файт Харлан, хотя я должен сказать, по мотивам общечеловеческим не имел никакого права делать ничего, спокойно снял еще 10 картин. Выпустил книгу мемуаров, сделал картину про Зорге, сделал картину про гомосексуалистов, хотя у него за плечами был "Еврей Зюсс". Ему простили, это отдельная тема, почему его простили и как была умело построена его защита. Рифеншталь не простили.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но ее и не осудили, в общем.
В. ДМИТРИЕВ - Она только в 1954 году, и то в Штутгарте, а не в Берлине сделала премьеру свой "Низины". И потом фотографии, Намибия, Африка, съемки подводные.
А. ЧЕРКИЗОВ - Но это не решение суда, это решение коллег, кинопрокатчиков, общества.
В. ДМИТРИЕВ Но Харлана простили же за это, хотя это не прощаемо. Я эту картину видел, в отличие от большинства людей. Это не прощаемая картина, я могу поручиться чем угодно.
....
http://www.echo.msk.ru/guests/5748/.
Марина Голдовская режиссер документального кино
24 августа 2003 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" М. Голдовская режиссер документального кино
Эфир ведет Ксения Ларина
----------------
К. ЛАРИНА - У меня к вам вопрос теперь. Теперь о политике и об общественном. Мне очень интересно знать ваше мнение о Лени Рифеншталь.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, это такой большой вопрос, потому что в прошлом году мне его задал Алексей Алексеевич Венедиктов и сравнил меня с Лени Рифеншталь и я совершенно озверела, потому что я надеюсь во-первых, она старше меня почти вдвое. Ей сейчас 102 или 104 года, во-вторых, все-таки я никогда в жизни не воспевала фашизма, и даже не воспевала коммунизма.
К. ЛАРИНА Я не дай бог, вас не сравнивала. Мне интересно ваше отношение, сочетание таланта и какой-то дьявольщины, которая заложена в профессии, изначально заложена в любой творческой профессии, тут вопрос, что побеждает, как к этому относиться?
М.ГОЛДОВСКАЯ - Я считаю, что говорят так хороший человек - не профессия. Для документалиста это неправда, потому что порядочный человек - это профессия для документального кино. Я считаю, что она человек глубоко непорядочный.
......
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы понимаете, она прекрасно понимала, что происходит, она врала, что она не понимает, что происходит. Ведь прочитайте ее воспоминания. Я прочитала всю эту толстенную книгу. Она говорит, что она не знала, что была Хрустальная ночь, она не знала, как жгли книги на центральной площади, она ничего не знала. В тот момент, когда это происходило, ее никогда не было в стране. Она была где-то. Но, боже мой, ведь все же знали. Все знали о концлагерях, многие знали во всяком случае. Не все, конечно, многие знали. Она сама, между прочим, замечательно использовала людей, цыган из концентрационного лагеря, в 1943-44-м году, когда она снимала свою художественную картину. Она все прекрасно понимала, он восхищалась Гитлером, она восхищалась фашизмом. Ну, признай, многие, наверное, люди заблуждались, хотя я считаю, что Марлен Дитрих разобралась, актриса, не режиссер, разобралась и уехала, потому что она не хотела участвовать в этом. Но Лени Рифеншталь создала картину, которая, наверное, совратила миллионы немцев и превратила их в убежденных фашистов. Потому что "Триумф воли" картина была сделана очень сильно, потому что она режиссер хороший. Ну, хорошо, случилось это, ужасно, ужасно, это абсолютно безнравственный я считаю, поступок для художника защищать ценности, которые абсолютно античеловеческие. Но когда это уже все произошло, разоблачение гитлеровское, ну признай, да, виновата, да, заблуждалась, вот простите, да. Она не никогда сказала, что я заблуждалась. Она говорила, что я не знала. И до сих пор еще все ее записи, все мемуары проникнуты восхищением.
В. РАММ Марина, но ведь наши документалисты, которые восхищались Сталиным, книга знаменитая под руководством Горького, ведь тот же Роман Кармэн ни разу не говорил о том, что он заблуждался.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, он умер тогда, когда все еще заблуждались. И потом все-таки не надо сравнивать, я думаю. Обычно приводят в пример Дзигу Вертова, Эйзенштейна, я считаю, что это совершенно несопоставимые вещи, потому что Дзига Вертов, я хорошо знаю то, что он писал, я интересовалась этим, прочитала все его дневники от корки до корки, смотрела все его картины, он был человеком глубоко искренним. Просто время было такое и он как бы купился на эти идеи, и я думаю, что очень многие купились на эти идеи. Я знаю, что моя мама была очень даже убежденной марксисткой. Она никогда не была коммунисткой, она не могла вступить в партию, потому что у нее родители были из какого-то богатенького сословия, поэтому она никогда не подавала и не вступала в партию. Но я знаю, что многие люди верили и я знаю, что Вертов, и я говорила со многим людьми, которые его знали хорошо, и жила с ним в одном доме, я даже его видела в своем детстве. Даже странно, что я была крошечкой, он был человеком глубоко убежденным, он был наивным. Он был верующим коммунистом, я не знаю, был ли он членом партии, по-моему, нет, но он был верующим. Поэтому все то, что он делал, это было глубоко искренне, и он не мог понять, он так верит, а ему не дают снимать, понимаете, тут был страшный демонический, дьявольский обман. Прочитайте "Майн кампф". Я его не читала, честно вам скажу, я только какие-то выдержки читала, не хочу, мне просто не хочется даже в это дело влезать, но все было ясно и тогда. Гитлер сформулировал свою идеологию замечательно четко, отвратительную идеологию замечательно четко, скажем так. И, посмотришь картину той же самой Лени Рифеншталь, "Триумф воли" и ты понимаешь, что он хотел, и что хотели его дорогие коллеги. Почитайте, пожалуйста, статьи наших коммунистов, разве вы когда-нибудь могли бы подумать, что на самом деле творится? Я думаю, что нет, потому что это была настолько все-таки демагогическая фразеология, причем поначалу она может быть даже не была демагогической, я думаю, но какие-то сейчас вещи всплывают, которые просто заставляют вообще холодеть. Но я думаю, что поначалу большая часть коммунистов, я так думаю, действительно верили. Представьте себе, Дзига Вертов приехал из маленького городка Белостока, где ему никогда не было никакой дороги, он был из маленькой еврейской семьи, он знал, что вообще все ограничится, он будет маленьким каким-то мастеровым или еще чем-то или библиотекарем в лучшем случае как его отец. И вдруг революция, все равны, замечательные идеи, справедливость, он приехал, он был полон энергии, понимаете. Мы забываем, что было за время, и как люди к этому относились.
К. ЛАРИНА - А с другой стороны я слушаю вас и вспоминаю фильм, один из моих любимейших фильмов, наверное, и вас тоже "Обыкновенный фашизм" Михаила Ромма. Не знаю, он вообще понимал, что он впрямую аналогии проводит с коммунизмом в этом фильме?
В. РАММ Ему приписывали, по крайней мере, это понимание, это интонационно, но вряд ли это так логично было выстроено, что это будет параллель.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Вы знаете, я ужасно жалею, что не удалось поговорить с Михаилом Ильичем, потому что он умер уже в 1971 году за 3 недели до смерти моего отца. Мы были, кстати, соседями, жили в одном доме. Я думаю, что Михаил Ильич много чего понимал, но он тоже начал понимать это не с самого начала.
В. РАММ Может быть, даже в процессе фильма.
М.ГОЛДОВСКАЯ - Я думаю, да, потому что ведь все прозревали потихоньку. Я думаю, что всегда очень страшно осознавать, что что-то происходит ужасное вокруг, всегда стараешься это отодвинуть и думать, а может быть я ошибаюсь, а может быть нет. Когда живешь в середине землетрясения, то ты не чувствуешь, что это землетрясение и какие последствия вокруг. Я действительно пережила землетрясение и знаю, что это такое. Не знаешь, что происходит в 20 шагах от тебя. Вот также я думаю, что наши соотечественники, которые жили в те годы, я уверена, что Эйзенштейн, когда она делал, предположим, "Стачку" и "Броненосец Потемкин", да и даже "Октябрь" он не понимал, что происходит. Но, наверное, когда по распоряжению Сталина ему пришлось начать вырезать Троцкого из картины "Октябрь", наверное, тогда он начал понимать, что происходит. Я так думаю. Начал понимать и, конечно, засомневался, а уж когда пошли дальнейшие всякие дела "Бежин луг", потом вся эта история с его американской поездкой и обвинение в том, что он чуть ли ни хотел предать Родину, остаться там, в Америке. Чего я думаю, он никогда не хотел, потому что он был глубоко российский режиссер и человек абсолютно отсюда. То конечно, человек начинал прозревать. Смотрите, а с "Иваном Грозным" что получилось - делалась картина как социальный заказ, но талант как бы задавил в нем страх и реальную оценку ситуации. Он сделал все-таки картину о Сталине, об Иване Грозном, но это был Сталин, о трагедии одиночества и о выжившем из ума человека. Так что я думаю, что вообще все происходит в жизни постепенно, познавая окружение, так сказать, окружающую жизнь и тут человек начинает прозревать. Иногда бывает слишком поздно, о боже, что произошло, что я наделал. Так что мне не хватает в Лени Рифеншталь, чтобы она сказала что я наделала, сволочь такая. Извините.
-..
http://e.echo.ratry.ru/programs/kadr/23159/index.phtml