Вход на сайт
Стотит ли на коленях Германия
3053 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ Schloss 05.05.06 22:26
Работа написана на основе материалов судебных архивов нацистского периода в Людвигсбурге. В 1997 г. она была переведена на немецкий и французский языки и издана в ФРГ и Франции.
Д.Й.Гольдхаген отверг как несостоятельные многие выводы авторов, ранее писавших о Холокосте. Автор нового исследования аргументировано доказывает, что соучастие миллионов немцев в преступлениях нацистов нельзя объяснить только теми причинами, которые чаще всего упоминаются в различных научных трудах и популярных работах. Обычно авторы таких книг и статей воспроизводят следующие утверждения:
- немцы осуществили уничтожение евреев, так как были принуждены к этому нацистами;
- немцы были просто слепо послушны властям;
- немцы подчинялись преступным приказам из конформизма и под давлением окружения;
- немцы были равнодушными к судьбе своих жертв, были бездушными бюрократами;
- немцы не представляли себе масштабов преступления, так как каждый исполнитель видел только его часть, что позволяло переложить всю ответственность на других.
Д.Й.Гольдхаген не отрицает, что в этих утверждениях есть доля правды. Главную ошибку своих предшественников он видит в молчаливо принятом тезисе, что преступники были равнодушны к собственным деяниям, с которыми они внутренне не соглашались.
Д.Й.Гольдхаген предлагает обратить внимание не на технику уничтожения, а на людей, которые осуществляли преступный гитлеровский план. Ранее много писали о Гитлере, Гиммлере, Эйхманне - и не обращали внимания на исполнителей, число которых, по мнению Гольдхагена, достигало 500 тысяч человек (отряды СС, СД, гражданские и полицейские отряды гетто, полиция, жандармерия и гражданские институты в оккупированной Польше, отряды концлагерей и участвовавшие в убийствах части вермахта).
В архиве Центрального управления по нацистским преступлениям в Людвигсбурге хранится 330 тысяч личных дел людей, подозреваемых в совершении преступлений. В 1945 г. немецкие суды рассмотрели дела 106 тысяч подозреваемых, осудив лишь 6494 человека.
Гольдхаген ставит вопросы: почему немцы убивали? Каким было общество, в котором они были воспитаны? Было ли оно в принципе нормальным? Верили ли составлявшие его люди в гитлеровский тезис о том, что евреи - "наиболее дьявольская раса, хитрая, паразитирующая и враждебная"? И было ли нечто такое, что отличало немцев от остального человечества? Ведь даже среди участников антигитлеровского сопротивления были антисемиты┘
В поисках ответа гарвардский профессор обращается к анализу трех основных институтов Холокоста: полицейских батальонов, трудовых лагерей и маршей смерти. Проведенные изыскания позволили Гольдхагену утверждать, что исполнителями преступных приказов были самые обычные немцы, оторванные от своих контор и ремесленных верстаков. Это были в основном сорокалетние отцы семейств, по состоянию здоровья или возрасту не годившиеся для службы в вермахте. Доля членов NSDAP среди них не превышала среднюю по стране. Например, в батальоне ╧ 101, где большинство солдат были из Гамбурга, заметное число составляли бывшие сторонники социал-демократической и коммунистической партий.
Их специально не готовили к преступной работе, просто они подвернулись под руку, когда понадобилось приступить к "окончательному решению еврейской проблемы". Сегодня известно, что по меньшей мере 38 батальонов (около 16 тысяч человек) участвовали в уничтожении трех миллионов советских и польских евреев.
Солдаты батальона ╧ 101 расстреляли почти 40 тысяч человек. Анализируя историю этого батальона, Гольдхаген утверждает: эти обычные немцы убивали потому, что хотели убивать, что это соответствовало их системе ценностей.
Гарвардский профессор отмечает, что исполнители всегда делали больше, чем этого требовал от них приказ. Например, отправляя в вагоны группы евреев для транспортировки в лагерь, они по своей инициативе расстреливали больных и слабых, стариков и детей. Всегда было больше, чем необходимо, желающих патрулировать город, выявляя укрывающихся.
Солдаты батальона вполне добровольно участвовали и в массовых расстрелах. Дело в том, что перед каждой такой акцией можно было отказаться от участия в операции (по любым, в том числе и эстетическим причинам). Об этом солдатам регулярно напоминали офицеры. Этим правом из 500 полицейских воспользовалось 20 человек, в том числе один офицер. Только двое подали рапорт о переводе в другую часть.
Существовало еще одно важное обстоятельство, проливающее свет на отношение палачей к своим жертвам. Гольдхаген предлагает обратить внимание на то, как убивали: палачи психически и физически издевались над своими жертвами.
Не менее впечатляют и результаты анализа Гольдхагеном маршей смерти.
Они появились в связи с необходимостью эвакуировать лагеря перед приходом советских войск. Последний такой марш двинулся из лагеря 7 мая 1945 г., т.е. накануне капитуляции Германии. В нем участвовали охрана и заключенные. Неевреев отпустили, а евреев уничтожили, хотя уже существовал запрещавший это делать приказ Гиммлера (в последние дни войны он, желая договориться с англичанами и американцами, запретил расстрелы евреев). "почему во всех других отношениях нормальные люди убивали стариков, женщин и детей?" - спрашивает Гольдхаген. Многие преступники родились после первой мировой войны, многие никогда не были на фронте; в момент совершения преступления им не угрожала физическая опасность ┘ Свою деятельность они рассматривали как ликвидацию "преступного народа", а не войну в прямом значении этого слова.
В интервью газете "Монд" Гольдхаген отверг тезис о том, что солдаты виновны лишь в том, что выполняли приказ.
"Повсюду, - сказал профессор, - во Франции, в Италии, люди бунтуют против власти. Разве даже немцы, которых считали дисциплинированными и послушными или терроризируемыми властью, не стреляли на улицах весь Веймарский период? Если некоторые с таким трудом принимают объяснение Холокоста жестокостью, то, может быть, потому, что не могут понять: как люди, христиане, существа, такие, как мы, могли осуществить столько злодейств, которые ранее считались характерной чертой народов Азии и Африки".
Для Гольдхагена главная причина Холокоста - антисемитизм. Ликвидационный и расистский антисемитизм существовал не только в Германии, но и в других странах Европы. Но только в Германии он был доминирующим явлением┘ И только в Германии нашлось правительство, которое привело в действие программу уничтожения евреев.
По мнению Гольдхагена, отношение к евреям в Германии было важнейшим элементом самосознания исполнителей. Они убивали не для Гитлера и по его приказу, а для Германии. Гольдхаген вводит понятие ликвидаторский антисемитизм, рассматривая его как часть немецкой национальной идеологии. Он возник в период борьбы за объединение Германии. Непохожие на немцев евреи были в немецком национальном сознании воплощением мирового зла. Именно поэтому большинство немцев поддержали гитлеровскую политику.
Если ненависть к евреям была ядром нацистской идеологии, то их уничтожение стало кульминацией гитлеровской практики.
Д.Й.Гольдхаген отверг как несостоятельные многие выводы авторов, ранее писавших о Холокосте. Автор нового исследования аргументировано доказывает, что соучастие миллионов немцев в преступлениях нацистов нельзя объяснить только теми причинами, которые чаще всего упоминаются в различных научных трудах и популярных работах. Обычно авторы таких книг и статей воспроизводят следующие утверждения:
- немцы осуществили уничтожение евреев, так как были принуждены к этому нацистами;
- немцы были просто слепо послушны властям;
- немцы подчинялись преступным приказам из конформизма и под давлением окружения;
- немцы были равнодушными к судьбе своих жертв, были бездушными бюрократами;
- немцы не представляли себе масштабов преступления, так как каждый исполнитель видел только его часть, что позволяло переложить всю ответственность на других.
Д.Й.Гольдхаген не отрицает, что в этих утверждениях есть доля правды. Главную ошибку своих предшественников он видит в молчаливо принятом тезисе, что преступники были равнодушны к собственным деяниям, с которыми они внутренне не соглашались.
Д.Й.Гольдхаген предлагает обратить внимание не на технику уничтожения, а на людей, которые осуществляли преступный гитлеровский план. Ранее много писали о Гитлере, Гиммлере, Эйхманне - и не обращали внимания на исполнителей, число которых, по мнению Гольдхагена, достигало 500 тысяч человек (отряды СС, СД, гражданские и полицейские отряды гетто, полиция, жандармерия и гражданские институты в оккупированной Польше, отряды концлагерей и участвовавшие в убийствах части вермахта).
В архиве Центрального управления по нацистским преступлениям в Людвигсбурге хранится 330 тысяч личных дел людей, подозреваемых в совершении преступлений. В 1945 г. немецкие суды рассмотрели дела 106 тысяч подозреваемых, осудив лишь 6494 человека.
Гольдхаген ставит вопросы: почему немцы убивали? Каким было общество, в котором они были воспитаны? Было ли оно в принципе нормальным? Верили ли составлявшие его люди в гитлеровский тезис о том, что евреи - "наиболее дьявольская раса, хитрая, паразитирующая и враждебная"? И было ли нечто такое, что отличало немцев от остального человечества? Ведь даже среди участников антигитлеровского сопротивления были антисемиты┘
В поисках ответа гарвардский профессор обращается к анализу трех основных институтов Холокоста: полицейских батальонов, трудовых лагерей и маршей смерти. Проведенные изыскания позволили Гольдхагену утверждать, что исполнителями преступных приказов были самые обычные немцы, оторванные от своих контор и ремесленных верстаков. Это были в основном сорокалетние отцы семейств, по состоянию здоровья или возрасту не годившиеся для службы в вермахте. Доля членов NSDAP среди них не превышала среднюю по стране. Например, в батальоне ╧ 101, где большинство солдат были из Гамбурга, заметное число составляли бывшие сторонники социал-демократической и коммунистической партий.
Их специально не готовили к преступной работе, просто они подвернулись под руку, когда понадобилось приступить к "окончательному решению еврейской проблемы". Сегодня известно, что по меньшей мере 38 батальонов (около 16 тысяч человек) участвовали в уничтожении трех миллионов советских и польских евреев.
Солдаты батальона ╧ 101 расстреляли почти 40 тысяч человек. Анализируя историю этого батальона, Гольдхаген утверждает: эти обычные немцы убивали потому, что хотели убивать, что это соответствовало их системе ценностей.
Гарвардский профессор отмечает, что исполнители всегда делали больше, чем этого требовал от них приказ. Например, отправляя в вагоны группы евреев для транспортировки в лагерь, они по своей инициативе расстреливали больных и слабых, стариков и детей. Всегда было больше, чем необходимо, желающих патрулировать город, выявляя укрывающихся.
Солдаты батальона вполне добровольно участвовали и в массовых расстрелах. Дело в том, что перед каждой такой акцией можно было отказаться от участия в операции (по любым, в том числе и эстетическим причинам). Об этом солдатам регулярно напоминали офицеры. Этим правом из 500 полицейских воспользовалось 20 человек, в том числе один офицер. Только двое подали рапорт о переводе в другую часть.
Существовало еще одно важное обстоятельство, проливающее свет на отношение палачей к своим жертвам. Гольдхаген предлагает обратить внимание на то, как убивали: палачи психически и физически издевались над своими жертвами.
Не менее впечатляют и результаты анализа Гольдхагеном маршей смерти.
Они появились в связи с необходимостью эвакуировать лагеря перед приходом советских войск. Последний такой марш двинулся из лагеря 7 мая 1945 г., т.е. накануне капитуляции Германии. В нем участвовали охрана и заключенные. Неевреев отпустили, а евреев уничтожили, хотя уже существовал запрещавший это делать приказ Гиммлера (в последние дни войны он, желая договориться с англичанами и американцами, запретил расстрелы евреев). "почему во всех других отношениях нормальные люди убивали стариков, женщин и детей?" - спрашивает Гольдхаген. Многие преступники родились после первой мировой войны, многие никогда не были на фронте; в момент совершения преступления им не угрожала физическая опасность ┘ Свою деятельность они рассматривали как ликвидацию "преступного народа", а не войну в прямом значении этого слова.
В интервью газете "Монд" Гольдхаген отверг тезис о том, что солдаты виновны лишь в том, что выполняли приказ.
"Повсюду, - сказал профессор, - во Франции, в Италии, люди бунтуют против власти. Разве даже немцы, которых считали дисциплинированными и послушными или терроризируемыми властью, не стреляли на улицах весь Веймарский период? Если некоторые с таким трудом принимают объяснение Холокоста жестокостью, то, может быть, потому, что не могут понять: как люди, христиане, существа, такие, как мы, могли осуществить столько злодейств, которые ранее считались характерной чертой народов Азии и Африки".
Для Гольдхагена главная причина Холокоста - антисемитизм. Ликвидационный и расистский антисемитизм существовал не только в Германии, но и в других странах Европы. Но только в Германии он был доминирующим явлением┘ И только в Германии нашлось правительство, которое привело в действие программу уничтожения евреев.
По мнению Гольдхагена, отношение к евреям в Германии было важнейшим элементом самосознания исполнителей. Они убивали не для Гитлера и по его приказу, а для Германии. Гольдхаген вводит понятие ликвидаторский антисемитизм, рассматривая его как часть немецкой национальной идеологии. Он возник в период борьбы за объединение Германии. Непохожие на немцев евреи были в немецком национальном сознании воплощением мирового зла. Именно поэтому большинство немцев поддержали гитлеровскую политику.
Если ненависть к евреям была ядром нацистской идеологии, то их уничтожение стало кульминацией гитлеровской практики.
иногда самый дипломатичный шаг состоит в том, чтобы отбросить всякую дипломатию (с)
Авторская песня
Нюрнбергская жизнь молодёжи

