Вход на сайт
Где же собака зарыта?
2690 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ @Tatiana@ 27.04.06 23:14
В ответ на:
Извините за непонимание, но почему вы "большевизм" называете "национальным"?
Извините за непонимание, но почему вы "большевизм" называете "национальным"?
Да есть такой термин таучный, показывает поворот в сталинской политике от худо-бедно интернационализма к подчеркнутому выделению т.н. "старшего брата", и меньших его сородичей, к преследованию и дискриманации национальных меньшинств, к росту ксенофобии и национальной нетерпимости. Об этом неплохо пишет в свой монографии проф. Гарвардского университета David Brandenberger: National Bolshevism. Stalinist Mass Culture and the Formation of Modern Russian National Identity, 1931-1956. Harvard University Press. Cambridge etc. 2002
Здесь около полутора лет назад этот момент затрагивался, как современники оценивали этот поворот во внутренней политике. Но мой взгляд, довольно познавательно, так что повторюсь.
В академическом журнале ╚Вопросы истории╩, 1/2000 под заголовком ╚╚Все черты расового национализма...╩. Интернационалист жалуется Сталину (январь 1939 г.)╩, с. 128-133, было опубликовано письмо Владимира Блюма, входившего в 1939 г. в бюро Драматургической секции Союза Советских писателей. Текст опубликован вместе с вступительной статьей и комментариями Д.Бранденберга и К.Петроне.
Блюм, как большевик-идеалист, не мог принять поворот к великодержавному шовинизму, наблюдавшемуся в 1930-е годы и принявший к концу этого десятилетия отчетливо расистский подтекст. С письмом он обратился к Сталину, где не побоялся, в отличии от сталинских публицистических и иных холуев, твердо отстаивать свои интернационалистические убеждения.
Письмо Блюма вызвало значительную реакцию в партийной верхушке, пишут комментаторы. Он был вызван в Отдел Агитации и пропаганды ЦК ВКП(б), где с ним провели ╚беседу╩; началась печатная травля этого убежденного большевика. Но он не отступил от своих взглядов и не был даже репрессирован. Рекомендую всем ознакомиться полностью с указанной публикацией. Ниже выдержки из него:
╚Особенно важным принципиально и глубоко научным представлялось тогда одно из этих указаний √ о роли прогрессивного момента в борьбе сталкивавшихся исторических сил. Между тем, как нередко у нас бывает.... ценное научно-теоретическое положение было упрощено, вульгаризировано и извращено иногда до неузнаваемости, до собственной противоположности. В связи с этим искажался и характер социалистического патриотизма √ который иногда и кое-где начинает у нас получать все черты расового национализма.
Началась (я имею ввиду искусство, в частности драматургию) погоня за ╚нашими╩ героями в минувших веках, скороспелые поиски исторических ╚аналогий╩, издательства и Всесоюзный комитет по делам искусств берут ставку на всякий ╚антипольский╩ и ╚антигерманский╩ материал, авторы бросаются выполнять этот ╚социальный заказ╩ (речь идет в т.ч. и о фильме ╚Александр Невский╩, вышедший на экраны в ноябре 1938 г. √ прим.)...
Люди нашего с Вами поколения воспитывались в обстановке борьбы за интернациональные идеи √ и мы не можем питать вражды к расе, к народам: мы всегда будем считать ╚своими╩ польского ╚хлопа╩ Коперника, Мицкувича, Шопена, Гейне, Гельмгольца, Кюри-Склодовскую, немецкого рабочего, Канта, Бетховена и мн. мн. других. На этом стоит и Ваше учение о национальности...
В моей орбите, как критика и искусствоведа √ новейшая советская драматургия на исторические темы. И я должен сказать, что ее оборонческая агитация носит все черты не нашего социалистического оборончества, а старого √ буржуазного и расистского √ оборончества кадетской партии 1914 года...╩