Вход на сайт
<PISA & IQ, Juden und Ausländer>: Кто виноват?
2159 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ Agnitum 21.02.03 14:48
О мозге генетике и китайцах и их вкладе в(см. <file>). 2 Попытка
http://lgo.lyceum.ru/kafedra2.htm#Лицейское и гимназическое образование"
╧ 2, 2002
Биология одаренности
Беседа с ученым-генетиком Александром Седовым
Александр Евгеньевич Седов √ доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Его
темы √ логика и история генетики, концепции информации в биологии, биосемиотика и др. Одна из проблем, интересующих А.Е. Седова в
последнее время, √ метафоры в науке, в научном языке. Александр Седов √ поэт. У него издано три книги стихов
√ Александр Евгеньевич, в свое время были очень популярны споры о том, что сильнее влияет на формировании личности √ наследственность
или среда? Мне это напоминает прежние философские споры о первичности бытия либо сознания. Но, кажется, для философов эти споры уже не
актуальны. А как обстоит дело в современной биологии? По-прежнему ли имеет смысл жестко разделять влияние наследственности и среды, в
частности говорить о том, что в большей степени определяет способности человека, его одаренность и даже гениальность?
√ Давайте посмотрим на эту ситуацию как бы в двух масштабах: сначала с высоты птичьего полета, просто различая два фундаментальных
фактора √ наследственность и среду, а потом вглядимся чуть пристальней, стараясь увидеть внутреннюю структуру и наследственности и
среды.
Самые общие выводы позволил сделать так называемый близнецовый метод, который возник в начале ХХ века в работах Френсиса Гальтона √
одного из основателей генетики. Владимир Павлович Эфроимсон в своей книге ╚Гениальность и генетика╩ как раз резюмирует ситуацию
примерно на конец 60-х годов. К этому времени были исследованы десятки тысяч близнецовых пар. Причем выбирались как ситуации, когда
близнецы находились в одной семье, так и такие случаи, когда они были разлучены и росли в совершенно разных социальных условиях.
Известно, что близнецы √ это, по сути дела, генетически, а вследствие этого биохимически и физиологически идентичные особи, но не
идентичные индивидуумы, потому что личность формируется уже в зависимости от среды. Исследовались самые разные параметры. У каждой пары
проверялись память, синтаксические, математические, живописные, музыкальные способности, умение решать нетривиальные задачи,
креативность. Можно предложить десятка два (а то и больше) параметров для такого рода тестирования. И в результате этих исследований
оказалось, что 70 √ 80% одаренности и предрасположенности к каким-либо формам деятельности обусловлено наследственностью. Остальные 20%
(а по некоторым оценкам √ 30%) приходятся на среду. Но, говоря о наследственности и среде, можно сказать, что и то и другое как бы
многослойно. Наследственность √ это не только те гены, которые стабильно локализованы в геноме, но, например, и некие эпигеномные
феномены, отвечающие за то, в какой мере проявляют себя в организме те или иные гены. И среда тоже имеет сложное устройство. Есть
когнитивный слой √ это те объекты, которые окружают ребенка с младенчества. Например, если в доме есть ручное животное, то у ребенка
воспитывается этический комплекс √ доброта, умение невербально понимать другое живое существо. Другой слой √ пространственная
организация. Совершенно по-разному вырастает ребенок, скажем, в тюремном бараке и в профессорской библиотеке. И дело даже не в том,
умеет он или не умеет читать книги, но само пространство организовано так, что каким-то образом обучает. Кроме того, среда √ это и
семья, и круг знакомых, и школьный коллектив, обстановка в городе, в стране, доминирующие социальные ценности и т.д. Словом, среду
можно анализировать очень во многих аспектах. Но в целом, это все-таки 20 √ 30% вклада в индивидуальность. И это не должно вызывать
ощущение панического фатализма, потому что на эти проценты в абсолютном измерении приходится масса чего-то. Это наша культура, история,
письменность √ гигантский пласт....
http://lgo.lyceum.ru/kafedra2.htm#Лицейское и гимназическое образование"
╧ 2, 2002
Биология одаренности
Беседа с ученым-генетиком Александром Седовым
Александр Евгеньевич Седов √ доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники РАН. Его
темы √ логика и история генетики, концепции информации в биологии, биосемиотика и др. Одна из проблем, интересующих А.Е. Седова в
последнее время, √ метафоры в науке, в научном языке. Александр Седов √ поэт. У него издано три книги стихов
√ Александр Евгеньевич, в свое время были очень популярны споры о том, что сильнее влияет на формировании личности √ наследственность
или среда? Мне это напоминает прежние философские споры о первичности бытия либо сознания. Но, кажется, для философов эти споры уже не
актуальны. А как обстоит дело в современной биологии? По-прежнему ли имеет смысл жестко разделять влияние наследственности и среды, в
частности говорить о том, что в большей степени определяет способности человека, его одаренность и даже гениальность?
√ Давайте посмотрим на эту ситуацию как бы в двух масштабах: сначала с высоты птичьего полета, просто различая два фундаментальных
фактора √ наследственность и среду, а потом вглядимся чуть пристальней, стараясь увидеть внутреннюю структуру и наследственности и
среды.
Самые общие выводы позволил сделать так называемый близнецовый метод, который возник в начале ХХ века в работах Френсиса Гальтона √
одного из основателей генетики. Владимир Павлович Эфроимсон в своей книге ╚Гениальность и генетика╩ как раз резюмирует ситуацию
примерно на конец 60-х годов. К этому времени были исследованы десятки тысяч близнецовых пар. Причем выбирались как ситуации, когда
близнецы находились в одной семье, так и такие случаи, когда они были разлучены и росли в совершенно разных социальных условиях.
Известно, что близнецы √ это, по сути дела, генетически, а вследствие этого биохимически и физиологически идентичные особи, но не
идентичные индивидуумы, потому что личность формируется уже в зависимости от среды. Исследовались самые разные параметры. У каждой пары
проверялись память, синтаксические, математические, живописные, музыкальные способности, умение решать нетривиальные задачи,
креативность. Можно предложить десятка два (а то и больше) параметров для такого рода тестирования. И в результате этих исследований
оказалось, что 70 √ 80% одаренности и предрасположенности к каким-либо формам деятельности обусловлено наследственностью. Остальные 20%
(а по некоторым оценкам √ 30%) приходятся на среду. Но, говоря о наследственности и среде, можно сказать, что и то и другое как бы
многослойно. Наследственность √ это не только те гены, которые стабильно локализованы в геноме, но, например, и некие эпигеномные
феномены, отвечающие за то, в какой мере проявляют себя в организме те или иные гены. И среда тоже имеет сложное устройство. Есть
когнитивный слой √ это те объекты, которые окружают ребенка с младенчества. Например, если в доме есть ручное животное, то у ребенка
воспитывается этический комплекс √ доброта, умение невербально понимать другое живое существо. Другой слой √ пространственная
организация. Совершенно по-разному вырастает ребенок, скажем, в тюремном бараке и в профессорской библиотеке. И дело даже не в том,
умеет он или не умеет читать книги, но само пространство организовано так, что каким-то образом обучает. Кроме того, среда √ это и
семья, и круг знакомых, и школьный коллектив, обстановка в городе, в стране, доминирующие социальные ценности и т.д. Словом, среду
можно анализировать очень во многих аспектах. Но в целом, это все-таки 20 √ 30% вклада в индивидуальность. И это не должно вызывать
ощущение панического фатализма, потому что на эти проценты в абсолютном измерении приходится масса чего-то. Это наша культура, история,
письменность √ гигантский пласт....