Кak смогли оболванить пол-человечeства?....
Стадный инстинкт: почему интеллект в толпе исчезает?
Что происходит с добропорядочными людьми, работящими, думающими, ценящими семью и вкусную еду, когда они попадают в толпу и ведут себя так, как будто им незнакомы нормы культуры? В толпе, вместе с другими, человек начинает позволять себе то, чего никогда ранее не делал.
Как же происходит эта деградация от государственности к стадности, каковы причины и механизмы процесса массообразования с точки зрения психоанализа?
Метаморфоза, когда большая группа отдельных личностей превратилась в безликую толпу, массу, - отнюдь не новое и неизвестное явление. Еще сто лет назад Зигмунд Фрейд заинтересовался этим феноменом, наблюдая в годы первой мировой войны, как добропорядочные бюргеры в одночасье превратились в истерично кричащую толпу, требующую войны, и попытался разобраться в причинах. В 1921 году он написал работу «Массовая психология и анализ человеческого «Я». До него феноменом толпы, среди прочих, занимался Ле Бон. Эти работы актуальны и сейчас.
Ученые сформулировали несколько свойств массы:
1. Масса импульсивна и изменчива, руководствуется бессознательными импульсами.
2. Инстинкт самосохранения притуплен.
3. Масса легковерна, некритична, легко поддается влиянию. Она думает образами, которые могут не совпадать с действительностью.
4.Масса легко переходит из крайности в крайность, сильная любовь может перерасти в дикую ненависть.
Ярким примером изменчивости настроений массы является приговор толпы, призывающей распять Иисуса Христа. Еще накануне его встречали как царя, но в одночасье все как один стали кричать: «Распни его! Распни!»
5. Массу возбуждают только чрезмерные раздражения. Тот, кто хочет влиять на нее, должен преувеличивать, живописать яркими красками, не заботясь о логической аргументации, и всегда повторять то же самое.
Это свойство толпы хорошо знают политики, поэтому все их лозунги и призывы так красочны и образны.
6. Она уважает лишь силу, подвластна только авторитету. Но она презирает доброту, которую она считает лишь разновидностью слабости.
7. Массы требуют иллюзий, им не требуется правда.
8. Люди в массе находятся в магическом плену слов, которые могут вызывать в массовой душе страшные бури или же эти бури укрощать.
Как и в первобытные времена, магические заклинания играют большую роль.
9. Внушаемость и заражаемость.
Все эти свойства массы характерны для мышления примитивных народов, детей или невротиков, говорил Фрейд. Также он пришел к выводу, что психология масс является самой древнейшей психологией, так как зародилась она еще в первобытном обществе.
В основе механизма массообразования лежит идентификация. Люди идентифицируют себя с себе подобными на основе негативных чувств: зависти, ненависти и обиды к кому-либо, кто был ранее очень близок, авторитетнее и сильнее. Фрейд говорит о древних истоках происхождения этих чувства, когда в родовой общине братья договорились и убили отца — вождя племени. Они сделали это для того, чтобы освободиться от тех ограничений, которые он на них накладывал для успешного существования рода, а также, чтобы захватить власть. Но после убийства отца они сразу же стали испытывать чувство вины, и теперь каждый из братьев, даже заменивший отца на посту вождя, действовали, руководствуясь этим бессознательным чувством вины и тоски по отцу. Отец для них стал теперь великой недосягаемой фигурой, а сами они остались нашкодившими детьми навсегда. Носить в себе такие тяжелые чувства невозможно для психики человека.
Хотелось бы сказать о роли вождя — он является замещающей фигурой отца для каждого из людей в толпе, поэтому пользуется безоговорочным авторитетом и безграничной любовью. Чем больше индивид верит, что вождь его любит, тем преданнее и некритичнее он относится к последнему и готов выполнит его любое распоряжение.
Также очень важна идея, сплачивающая массу. Она может быть как возвышающей, и тогда каждый индивид в массе будет эволюционировать, так и деградирующей, которая будет снижать общую интеллектуальную сущность толпы.
У массы, как и у ребенка, имеется чувство всемогущества; вера в свое всемогущество и исключительность позволяет жить в мире иллюзий. Но, взрослея, как ребенок, так и масса тоже, все чаще сталкиваются с реальностью, которая последовательно уничтожает это чувство. Постепенно, очень медленно, шаг за шагом, наступает прозрение — взросление и возврат к сознательным и добровольным ограничениям, культурным и цивилизационным нормам.