Login
Nacional'naja cherta?
1086 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
in Antwort pnin 19.06.05 19:17
Главное. В этой теме Булгаков зашифровал свое понимание того, что надвинулось на Европу, то, что позднее стали называть фашизмом, но это лишь видимое проявление, Булгаков это понимал, судя по всему.
Это всего лишь одна из версий...
обоснования?
что отец Понтия Пилата был из воинственного германского племени, да с какой-то темной тайной ., по легендам - очень удачно занимался астрологией (это немецкие источники). У Булгакова :"король звездочетов".
"Литературоведы И.Ф. Бэлза и Н.П. Утехин, первый в 1978 году, а второй - в 1979 году; назвали конкретные книжные источники, на которые, по их мнению, опирался, разрабатывая ╚древние главы╩ романа, автор ╚Мастера и Маргариты╩. Это апокрифические сказания ╚Акты Пилата╩, латинская поэма XИИ в. ╚Пилат╩ (приписываемая Петру Пиктору), рассказ Анатолия Франса ╚Прокуратор Иудеи╩, поэма Георгия Петровского ╚Пилат╩ и другие. Нам кажется, что источник должен быть один. (Булгаков физически не мог изучить столько литературы!)
Такой работой, на наш взгляд, является книга немецкого историка Густава Адольфа Мюллера ╚Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета╩. Эта книга дала возможность нам ответить на наши вопросы. Как видим, даже самое название книги совпадает с булгаковским текстом ≈ ╚пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат╩. Между тем вопрос, каким по счету ≈ пятым или шестым ≈ прокуратором (т.е. императорским чиновником, обладавшим высшей административной и судебной властью в небольшой провинции), был в Иудее Пилат, историками решается по-разному. Английский историк Ф. У. Фаррар считает, например, Пилата шестым прокуратором Иудеи, указывая, что тот стал им после Архелая, Колония, Марта Амбивия, Ания Руфа и Валерия Грата. А соотечественник и современник Фаррара, профессор Оксфордского университета А. Эдершейм утверждает, что сын Ирода Великого Архелай являлся этнархом (т. е. правителем) Иудеи, первым прокуратором тут был Колоний. Схожей точки зрения придерживается и Мюллер, намеренно вынесший слово ╚пятый╩ (прокуратор) в название своей книги.
Пятым прокуратором Иудеи именует настойчиво ≈ пять раз!≈ Пилата и Булгаков. Он даже придает этому рефрену столь важное композиционное значение, что словами ╚пятый прокуратор Иудеи╩ в разных сочетаниях с именем и званиями Пилата заканчивает и ╚роман в романе╩, и последнюю главу, и эпилог.
Постоянная резиденция Пилата, сообщает Мюллер, находилась на берегу Средиземного моря, в прекрасном портовом городе Кесарии Палестинской, или Кесарии Стратоновой. Последнего названия в Библии нет, но Мюллер замечает, что Кесария Палестинская называлась еще и Кесарией Стратоновой ╚благодаря прочной башне грека Стратона, построенной на самом западном выступе относительно длинной и низкой скалы╩. И в романе Булгакова Пилат, собираясь спасти Иешуа, хочет удалить его из Ершалаима в Кесарию Стратонову на Средиземное море, т. е. именно туда, ╚где резиденция прокуратора╩.
Имя Пилата, пишет Мюллер, связано с именем Иисуса ╚неразрывным узлом╩. Вот и в булгаковском романе Пилату снится, что Иешуа обращается к нему: ╚Мы теперь будем всегда вместе... Раз один ≈ то, значит, тут же и другой! Помянут меня,≈ сейчас же помянут и тебя!╩. Мюллер утверждает, что решение предать Иисуса смерти привело Пилата к ╚ужасному╩ разладу между тем, что говорило ему сердце и диктовал разум. ╚Ужасным╩ называет Пилатово пробуждение и Булгаков (╚Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была╩).
Книга Мюллера позволяет разрешить попутно и оживленно дискутируемый по сию пору в булгаковедении вопрос, каковы книжные источники сведений о том, что Пилат был ╚сыном короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы╩. Напомнив, что народные легенды о Пилате бытовали в средние века во многих европейских странах ≈ Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах, немецкий историк реферирует все варианты сказаний.
Булгаков, в свою очередь, выбрал две версии: немецкую (майнцскую) ≈ о происхождении Пилата и швейцарскую ≈ о его ╚загробных╩ терзаниях. ╚В Майнце жил король Ат, который умел читать судьбу людей по звездам,≈ пересказывает Мюллер немецкую легенду.≈ Будучи однажды на охоте, он прочел по звездам, что если в этот час от него зачнет женщина, то родится ребенок, который станет могущественным и прославится. Так как король находился слишком далеко от Майнца, чтобы послать за супругой, он приказал выбрать для него какую-нибудь девушку по соседству. Случилось так, что ею стала прекрасная дочь мельника Пила. Она и родила Пилата╩. (с)
Это всего лишь одна из версий...
обоснования?
что отец Понтия Пилата был из воинственного германского племени, да с какой-то темной тайной ., по легендам - очень удачно занимался астрологией (это немецкие источники). У Булгакова :"король звездочетов".
"Литературоведы И.Ф. Бэлза и Н.П. Утехин, первый в 1978 году, а второй - в 1979 году; назвали конкретные книжные источники, на которые, по их мнению, опирался, разрабатывая ╚древние главы╩ романа, автор ╚Мастера и Маргариты╩. Это апокрифические сказания ╚Акты Пилата╩, латинская поэма XИИ в. ╚Пилат╩ (приписываемая Петру Пиктору), рассказ Анатолия Франса ╚Прокуратор Иудеи╩, поэма Георгия Петровского ╚Пилат╩ и другие. Нам кажется, что источник должен быть один. (Булгаков физически не мог изучить столько литературы!)
Такой работой, на наш взгляд, является книга немецкого историка Густава Адольфа Мюллера ╚Понтий Пилат, пятый прокуратор Иудеи и судья Иисуса из Назарета╩. Эта книга дала возможность нам ответить на наши вопросы. Как видим, даже самое название книги совпадает с булгаковским текстом ≈ ╚пятый прокуратор Иудеи Понтий Пилат╩. Между тем вопрос, каким по счету ≈ пятым или шестым ≈ прокуратором (т.е. императорским чиновником, обладавшим высшей административной и судебной властью в небольшой провинции), был в Иудее Пилат, историками решается по-разному. Английский историк Ф. У. Фаррар считает, например, Пилата шестым прокуратором Иудеи, указывая, что тот стал им после Архелая, Колония, Марта Амбивия, Ания Руфа и Валерия Грата. А соотечественник и современник Фаррара, профессор Оксфордского университета А. Эдершейм утверждает, что сын Ирода Великого Архелай являлся этнархом (т. е. правителем) Иудеи, первым прокуратором тут был Колоний. Схожей точки зрения придерживается и Мюллер, намеренно вынесший слово ╚пятый╩ (прокуратор) в название своей книги.
Пятым прокуратором Иудеи именует настойчиво ≈ пять раз!≈ Пилата и Булгаков. Он даже придает этому рефрену столь важное композиционное значение, что словами ╚пятый прокуратор Иудеи╩ в разных сочетаниях с именем и званиями Пилата заканчивает и ╚роман в романе╩, и последнюю главу, и эпилог.
Постоянная резиденция Пилата, сообщает Мюллер, находилась на берегу Средиземного моря, в прекрасном портовом городе Кесарии Палестинской, или Кесарии Стратоновой. Последнего названия в Библии нет, но Мюллер замечает, что Кесария Палестинская называлась еще и Кесарией Стратоновой ╚благодаря прочной башне грека Стратона, построенной на самом западном выступе относительно длинной и низкой скалы╩. И в романе Булгакова Пилат, собираясь спасти Иешуа, хочет удалить его из Ершалаима в Кесарию Стратонову на Средиземное море, т. е. именно туда, ╚где резиденция прокуратора╩.
Имя Пилата, пишет Мюллер, связано с именем Иисуса ╚неразрывным узлом╩. Вот и в булгаковском романе Пилату снится, что Иешуа обращается к нему: ╚Мы теперь будем всегда вместе... Раз один ≈ то, значит, тут же и другой! Помянут меня,≈ сейчас же помянут и тебя!╩. Мюллер утверждает, что решение предать Иисуса смерти привело Пилата к ╚ужасному╩ разладу между тем, что говорило ему сердце и диктовал разум. ╚Ужасным╩ называет Пилатово пробуждение и Булгаков (╚Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была╩).
Книга Мюллера позволяет разрешить попутно и оживленно дискутируемый по сию пору в булгаковедении вопрос, каковы книжные источники сведений о том, что Пилат был ╚сыном короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы╩. Напомнив, что народные легенды о Пилате бытовали в средние века во многих европейских странах ≈ Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландах, немецкий историк реферирует все варианты сказаний.
Булгаков, в свою очередь, выбрал две версии: немецкую (майнцскую) ≈ о происхождении Пилата и швейцарскую ≈ о его ╚загробных╩ терзаниях. ╚В Майнце жил король Ат, который умел читать судьбу людей по звездам,≈ пересказывает Мюллер немецкую легенду.≈ Будучи однажды на охоте, он прочел по звездам, что если в этот час от него зачнет женщина, то родится ребенок, который станет могущественным и прославится. Так как король находился слишком далеко от Майнца, чтобы послать за супругой, он приказал выбрать для него какую-нибудь девушку по соседству. Случилось так, что ею стала прекрасная дочь мельника Пила. Она и родила Пилата╩. (с)