Кандидаты из народного правительства на пост президента РФ.
Сталинградский тракторный завод,
предназначенный исключительно для выпуска танков. Этого даже не
скрывали, но американцам было до лампочки. Albert Kahn Incorporated
делает этот проект в рекордные сроки, потом заказывает модульные блоки,
строит под Чикаго танковый завод. Затем его демонтируют, перевозят в
Сталинград и за шесть месяцев монтируют. Сборка была проведена под
руководством и контролем американских инженеров, станки и оборудование,
разумеется, также американские. Следующим заказом Кана стал Челябинский
танко-тракторный завод, потом пришла очередь Харьковского танкового…
Всего же бюро Кана спроектировало для СССР поистине колоссальное
количество объектов: то ли 521, то ли 571. А сумма контрактов составила 2
миллиарда тогдашних долларов: по одним оценкам, это эквивалентно
сегодня 100 миллиардам долларов, по другим – 319 миллиардам…
Разумеется,
«архитектору Форда» не было нужды заниматься проектированием с нуля
каждого завода – ведь можно было использовать уже готовые проекты,
которые бюро Кана успешно делало ранее. И не только танковых заводов. В
активе Кана ещё и знаменитая Магнитка – Магнитогорский металлургический
комбинат: парни Кана сваяли сам генплан, спроектировали и построили
доменные печи, коксовые батареи, прокатные станы, электросети. Помимо
этого, бюро Кана стало координатором, организовавшим для комбината
поставки горнообогатительного оборудования, землеройной и строительной
техники. В сооружении Магнитки участвовали американские фирмы Arthur
McKee of Clevland, Freyn Engineering Corporation, The Coppers
Corporation of Pittsburgh, General Electric, а также немецкие Demag AG,
Krupp AG, German Koppers AG engineers.
Впрочем, лишь в активе одного
бюро Кана до кучи заводов и цехов –литейных, станкостроительных,
механических, кузнечных – в Коломне, Челябинске, Харькове, Нижнем
Тагиле, Калуге, Сормове, Днепропетровске, Подольске, Новокузнецке,
Верхней Салде, Свердловске, подшипниковые заводы (например, 1-й ГПЗ в
Москве)…
Но не Каном единым двигалась индустриализация в СССР.
Известно, что ГАЗ – стопроцентное детище Форда, чья компания, в конце
концов, сделала проект этого автозавода, да и станками своими оснастила.
А за строительную часть проекта отвечала фирма Austin. Копией
фордовского производства стал и столичный АЗЛК, тут же приступивший к
выпуску нелицензированных копий «фордов». Творец другого московского
автозавода, АМО-ЗИЛ, концерн Arthur Brandt.
Американцы дали Стране
Советов Пермский авиамоторный завод (и поныне являющийся столпом
отечественного авиамоторостроения): там тут же наладили выпуск моторов
М-25 – лицензионной копии американского же мотора Wright-Cyclone
R-1820F-3. Этими моторами – их в Советском Союзе выпустили почти 14
тысяч – оснащали истребители И-15, И-153
«Чайка», И-16.
В активе
американских корпораций-разработчиков и строителей также Сибсельмаш,
Казанский авиазавод, Ростовский и Саратовский комбайновые заводы...
Легендарный Днепрогэс проектировала и строила американская фирма Cooper,
площадку же под стройку готовила немецкая Siemens, она же поставила
электрогенераторы, а турбины изготовила компания Newport News. А не
менее известная Standard Oil of New York внесла колоссальный вклад в
строительство нефтяной промышленности района Баку – Грозный – Батуми –
Туапсе.
Можно смело утверждать (и это подтверждается огромным
массивом документов Российского государственного архива экономики и
Российского государственного архива социально-политической истории):
именно американцы внедрили в СССР принципиально новую систему
организации работ. Они же стали и фактическими родителями советской
школы промышленного проектирования. А какое количество самых передовых
на тот момент в мире технологий было позаимствовано, фантастика! Не
говоря уже о том, что всё это стало для советских специалистов одним
огромным университетом, в котором они прошли курс настоящей,
качественной работы, к сожалению, лишь начальный.