Монголы, конец великой империи
Вообще, кроме археологических исследований и сохранившихся обрывочных документов до нас дошли еще и устные свидетельства, записанные в виде фольклерных или заговорных текстов. В чем я убедилась, так в том, что в этих текстах практически нет никакого вымысла, но есть совершенно конкретные факты. Вот, например, типичный зачин многих славянских заговоров и сказок "Как на Море-Окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь...". Море-окиян - это Балтийское море. Остров Буян - Руян-Рюген. Если смотреть с северных берегов этого острова, то там открывается никак не море, но бескрайний океан, ощущения один в один, если смотреть на Атлантику. И бел-горюч камень - не поэтическая метафора. Скалы в районе Кёнигштуль белые
В детстве Пушкин слушал народные сказки от своей няни Арины Родионовны. В последствии, в зрелом возрасте, у него сформировался интерес к древнерусской истории и русскому фольклору и поэт обратился к написанию сказок. Глубина и архаичность сюжета позволяют предположить, что в "Сказке о царе Салтане" нашло отражение какое-то древнее предание, услышанное Пушкиным. Попробуем ещё раз внимательно обратиться к этому произведению.Живой миф переплетается в пушкинских сказках с живой историей...
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовет их в гости,
Их и кормит и поит
И ответ держать велит:
«Чем вы, гости, торг ведете
И куда теперь плывете?»
Корабельщики в ответ:
«Мы объехали весь свет,
Торговали мы конями,
Всё донскими жеребцами,
А теперь нам вышел срок—
И лежит нам путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана...»
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана...»
Трипольская культура
Источник -Генофонд РФ: http://генофонд.рф/?page_id=3366
Трипольская культура строго говоря, самостоятельной культуры не представляет. Это неотрывная часть культуры кукутень или кукутени, та часть, которая расположена на территории прежней Российской империи, ныне Украины и Молдавии. Культура же кукутени, названная по селу Кукутень в Румынии, где в 1884 г. археолог Теодор Бурада нашел ее следы, занимает огромную территорию от Южных Карпат до Среднего Днепра. Сюда входят земли Румынии, Молдавии, Украины и небольшие кусочки Польши и Венгрии. В России первые находки этой культуры чех, поселившийся в России, Викентий Хвойка, нашел в Киеве в 1893 – 94 гг., но выделил как культуру в 1899 г. по раскопкам (за несколько лет до того) в селе Триполье неподалеку от Киева. Хвойка ничего не знал о находках в Кукутени и назвал культуру трипольской. В Румынии ее называли и называют культурой кукутени, а в России и на Украине стали называть Трипольской.
Датируется она по калиброванной радиоуглеродной хронологии 5500/5400 – 2750/2650 до н. э., т. е она начинается в середине VI тыс. и оканчивается со второй четвертью III тыс. до н. э.
Ныне в Киеве есть улица в честь В.Хвойки ,а под Киевом, на месте раскопок, археологический музей Трипольской культуры, где представлены находки этих раскопок.
Выясняя происхождение кукутень-трипольской культуры, археологи находят в ней элементы разных более ранних культур Балкано-Дунайского региона. Это расположенные поблизости культуры карпато-дунайской территории – близ озера Боян (территория Румынии)
(Пушкин жил за долго до этих архиологических раскопок).
Территория Боян (ныне Румыния) во времена Византийской империи входила в её состав
(карта приложена выше)
Реконструкция поселения Майданецкое трипольской культуры.
Музейные экспонаты Трипольской культуры:
формирование кукутенско-трипольской культуры происходило путем движения на северо-восток групп населения этих культур и смешивания их. Всё это было поздним этапом великого неолитического заселения этого региона земледельцами из Анатолии
В пещере Вертеба (быв. Австро-Венгрия, ныне Тернопольская область Украины) были давно обнаружены останки людей, относимых ныне к трипольской культуре, по радиоуглеродной хронологии 3600-2500 гг. до н.э. Изучение генетиками семи особей из этой пещеры позволило выделить ДНК только из митохондрий. Это оказались гаплогруппы pre-HTV, HV
или V (2 образца), H (2 образца), J и T4. Этот набор маркеров подтверждает родство населения этой культуры с народами балканского неолита, а корнями эти линии уходят в Анатолию.
Более подробно на сайте Генофонд РФ: http://генофонд.рф/?page_id=3366
Византия и Русь IX-Xвв
Особенное значение в Северном Причерноморье в IX в. приобрела Русь, заявившая себя могучей державой; смелые походы русских дружин в Малую Азию и в Пропонтиду (Мраморное море) угрожали самой Византии. В районе Приазовья и в восточной Таврике Русь в IX в. была весьма активной и к тому времени представляла собой большую силу. Именно тогда, вероятно, обосновались здесь поселения русской дружинной вольницы — работорговцев и купцов — зародыш будущей Тмутаракани. С течением времени «русская опасность»
стала ощущаться все сильнее: патриарх Фотий в своем послании 865 г. предостерегающе указал, что Русь подчинила себе соседние народности, а в послании 860 г., потрясенный русским набегом на Царьград, говорил об «опасности и грозном нашествии народа» неизвестного, но ставшего знаменитым, «достигшего блистательной высоты и несметного богатства».
с IX до середины X в. резко возросла роль в Таврике Русского государства. Его стремлению получить доступ к Черному морю всячески препятствовала Византия, захватившая таврическое побережье. Ослабление Руси составляло важную задачу всей причерноморской политики империи, осуществлявшейся также через Херсон. Борьба Руси с Византией за причерноморские владения наполняет всю историю русско-византийских отношений в X в.
Русскому государству, все же удалось закрепиться в восточной части Таврии, на что указывает русско-византийский договор 945 г., где сказано, что в «Корсуньстей стране, елико же есть городов на той частя, да не имать волости князь русский»; в другой статье русский князь (Игорь) обязывался защищать Корсунскую землю от черных булгар, обитавших в Приазовье, что, возможно, было лишь при владении определенной территорией в восточной части Таврики или на Таманском полуострове, где, по-видимому, уже тогда — в начале или средине X в. — складывалось будущее Тмутараканское княжество. Таково было политическое положение Таврики, вновь оказавшейся в IX и X вв. под пятой византийского владычества.
Но для городов Таврики это имело и экономическое значение: уже в конце IX столетия печенеги оказались вблизи Херсона и вскоре завязали с ним торговлю, в которой обе стороны, очевидно, были весьма заинтересованы. Херсон, наиболее крупный тогда торговый центр Таврики, стал для печенегов рынком, где они сбывали продукты своего скотоводческого хозяйства и то сырье, которое захватывали во время набегов на Русь или выменивали там меха, воск, различное продовольствие. В обмен печенеги получали в Херсоне изделия местного и заморского ремесла — металлические предметы, ткани и пр. Суть этих связей ясно выражена в трактате Константина Багрянородного: «Если херсониты не будут ездить в Романию...
вспомним Пушкина и сказку :
В тот же день стал княжить он
И нарекся: князь Гвидон.
(имя Гвидон производное от итальянского имени Гвидо )и продавать шкуры и воск, которые скупают у печенегов, то не могут существовать»; в другом месте того же трактата перечислены и те товары, которые особенно интересовали печенегов (вернее, печенежскую знать): шелковые ткани, перевязи, муслины, бархат,
перец, красные парфянские кожи и пр. Судя по словам Константина Багрянородного, торговые связи с печенегами в середине X в. прочно вошла в экономический быт Херсона и имели для него огромное значение.
В трактате Константина Багрянородного (в главе 9) подробно описывается днепровский путь русских торговых караванов, но по этому пути русские купцы направлялись, конечно, в Царьград, где они, судя по русско-греческим договорам X в., были довольно частыми гостями. Зато в том же трактате (глава 9) упоминаются херсониты, которые у Крарийской переправы на Днепре (ныне Кичкас) «переправляются на пути из Руси». Следом этих торговых связей Херсона с Русью является, вероятно, клад херсоно-византийских монет X в., найденный на горе Киселевке в Киеве.
Дальнейшая история Таврики — второй половины X в. —
была тесно связана с Киевской Русью, выступившей при князе Святославе (умер в 972 г.) как могущественное государство с обширной политической программой. Русь стала наиболее активной силой в Северном Причерноморье.
в конце X в. при сыне Святослава Владимире: русский поход на Херсон (Корсунь — как на Руси называли этот город) в 989 г. был началом войны с Византией за возвращение Руси доступа к Черному морю. Победа сулила Руси возвращение ее прежнего положения в Северном Причерноморье, что приобрело жизненное значение для Русского государства.
Длительная осада Корсуни кончилась победой Русского государства. Город был взят. Византия была вынуждена заключить с Владимиром равноправный союз, признать политические права Руси в Таврике и в Северном Причерноморье вообще и даже заключить с Владимиром политический союз (в форме его брака с царевной Анной). Тем самым позициям Византии в Таврике был нанесен тяжелый удар. Не удивительно после этого, что влияние империи в последующее время ощущается здесь все слабее и слабее, а в XII в. сходит на нет.
Киевское государство в результате победы восстановило свое положение в Таврике и Приазовье, создав Тмутараканское княжество на Таманском полуострове, к которому, может быть тогда же (в конце X в.), был присоединен и Боспор, получивший русское название Корчев (от слова «корча» — кузница). Русское государство закрепилось и в Днепровском лимане — у выхода Днепра в море, снова заняв эту важную стратегическую позицию в Северном Причерноморье.
Таковы итоги вековой ( столетней) борьбы Руси с Византией
Подробо:http://mycrimea.su/articles/book/crimea-64/3/
В те поры война была.
Царь Салтан, с женой простяся,
На добра-коня садяся,
Ей наказывал себя
Поберечь, его любя.
Между тем, как он далёко
Бьется долго и жестоко......
Из Херсонеса (Крым) от царя Салтана мимо острова Буяна (Бояна, территория Румынии ныне)
Спр.
греки появились на территории современной Румынии в VII веке до нашей эры, основав колонии на территории современной Добруджи. Так, греками были заложены древние города Гистрия и Томис в V веке до н. э. Колонии выстояли после серии нашествий даков, но в I веке до н. э. их подчинил себе дакийский царь Буребиста. После покорения Дакии римлянами колонии стали постепенно приходить в упадок. В период существования Византийской империи греки также оказывали значительное влияние на эту территорию, особо XI-XII вв
Плыли торговцы в Романию к Гвидону (Царьград, Новый Рим, Константинополь)
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грезы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей
А от Гвидона к Салтану они плыли на восток
В те времена не было государства более могущественного и города более богатого, чем Царьград.
Естественно, что купцы, воротясь из-за моря рассказывали различные чудеса -чудные и дива дивные,что видели там (вроде тех счастливцев, кому в СССР удавалось побывать за границей)), ну а народный фольклер уже "приукрасил" ;))
"Как на Море-Окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь...".
У Пушкина:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Странно было бы ,если бы дядька Черномор выходил из Северного, Балтийского или какого-то еще моря...явный посыл к Черному морю.По Черному морю шел путь из Херсонеса в Константинополь вдоль румынских берегов, тогда византийских.
Но еще до нашей эры там (Румыния ,Молдавия, Украина до Киева) была обнаружина единая культура, которая, по архиологическим данным, перемещалась из Анатолии на северо-восток в сторону Киева ,через Румынию, где так же было поселение этого народа у озера Боян (что фольклер легко превратил из "там на озере Бояне" в " там на острове Буяне", тем более во времена мореплаваний)....
А вот он и камень тот (в Румынии) бел-горюч
Интересный факт:
В
1788 году в регионе вулкана были открыты угольные залежи, во время защиты австрийцев от оттоманских тюрк, ночью солдаты не смогли потушить разведённый костёр из-за загоревшегося под ним угля. Генерал посчитал, что сможет остановить тюрков без боя, разведя огонь в кучах угля. Тюрки заметили на холмах большое число мест с огнём и отступили, подумав, что австрийская армия намного больше, чем казалось ранее ;)
Естественно, что такое место у язычников вполне могло служить алтарем (камень- алатырь),
Подобный которому переселенцы ,ушедшие на северо-восток в сторону Киева ,считали священым, а киевский ландшафт исключает наличие вулканов, вот и пошли перезказы из уст в уста, про белый камень, что горит.
Примечательно еще и то, что местность вокруг вулкана укрыта зеленью и есть деревья, как и в народном фольклере