русский
Germany.ruForen → Архив Досок→ Diskussionsclub

Адаптация российских немцев в СССР и в Германии

25.01.05 14:51
Re: Адаптация российских немцев в СССР и в Германии
 
Vkrieger завсегдатай
В глухой казахско-немецкой деревне, где непосчастливилось вырасти моим родителям, бытовала такая вот классификация девиц: └ Die besten Mädel nehmen sich Teitsche, die weniger guten kriegen Russen und die, die Kasachen heiraten, sind schon von der allerletzten Sorte⌠.
------------------------------------------------------------------------------
Ничего не могу по данному поводу сказать, жил и учился в больших и средних городах. Но фольклор разных народов надо, конечно, изучать, особенно в сравнительном аспекте: что же они друг о друге говорят, особенно в сельской местности. Получилось бы, полагаю, весьма занимательное чтиво.
Так вот, простите за откровенность, но Ваша классификация зиждется на тех же самых националистических предубеждениях. Однако, то что простительно т╦мным, малообразованным ссыльным, непристало человеку обремененному научной степенью.
-----------------------------------------------------------------------------------
Спасибо за откровенность. Не ожидал, что моя работа вызовет такие ассоциации или чувства. На конференции в Алматы в 2001 г. этот доклад был встречен коллегами позитивно, была конструктивная дискуссия, его основные положения были опубликованы в материалах конференции. Если Вас интересует составв участников конференции и опубликованные там работы, то с этим можно ознакомиться в сборнике:
- Германия √ Центральная Азия: Диалог культур: история, современность, перспективы. Алматы 2002
Возможно, на данном форуме не следовало ее размещать √ это другое дело. Но мы все взрослые люди, и мне казалось, что можно различить, где исследователь пытается объективно рассмотреть ту или иную проблему, но при этом может ошибаться, неправильно интерпретировать тот или иной документ или селективно видить действительность. Отличить от писанины какого-нибудь графомана, горящего желаниям этодакое острое написать, кого-то подколоть, облить грязью или спровоцировать, а себя, естественно, обелить.
Для этого и есть конструктивные дискуссии, где даже за самыми парадоксальными или неудобными взглядами/выводами нет необходимости видить ╚происки темных сил╩. А Вы сразу же о ╚националистических предубеждениях╩. Откуда желание вот так вот сразу же наклеить ярлык? Мне просто как человеку, ╚обремененному научной степенью╩, все же интересно узнать, из чего следует этот вывод?
Эти люди √ жертвы политических игр, ведущихся до сих пор, и сортируя их таким вот образом, Вы принимаете, надеюсь неосознанно, в этой нечистоплотной игре непосредственное участие. Сейчас очень удобно поменять местами причину и следствие, и, игнорируя ту огромную разницу в условия для интеграции в 70-е годы и сейчас, просто объявить ╚опоздавших╩ к дележу праздничного пирога ╚второсортными немцами╩, или, как у Вас, - ассимилянтами.
---------------------------------------------------------------------------------
Ведь то, что Вы вот говорите √ просто не по делу. Какая нечистоплотная игра, какой пирог, какие второсортные? Такое впечатление складывается, что Вы свой личный опыт проецируете на мои рассуждения. Но речь то в статье идет не об отдельных людях, а об определенных тенденциях. О реальной ситуации. И то, что одни хотели уехать еще в 1950-е годы, но преследовались за это, были запреты √ это исторический факт и трагедия для этих людей. И то что основная масса российских немцев смирилась со своей участью и пыталась вести достойную жизнь, но при этом не испытывая особой привязанности к институтам советской власти √ это тоже объективный факт. И они жили и трудились в многонациональных коллективах, в многонациональных селениях, влюблялись и выходили замуж по зову сердца, а не по записи в паспорте √ но это же естественно. При этом хотели все же сохранить национальный колорит, свои представления о жизни, свою религию. И переезжать эти люди в Германию поначалу не хотели, а многие желали вернуться в Поволжье, в восстановленную немецкую республику, даже те, у которых родители из других географических мест родом были. Лично я в Германию поначалу не предполагал переезжать и с 1985 г. боролся √ правда, в письменном виде :) - за историческую справедливость. А мог бы уже в 1988 г. быть в ФРГ и откушивать, пользуясь Вашими словами, от ╚праздничного пирога╩. Но нет, был российским патриотом, верил в справедливость ленинской партии и советского правительства. Но они в очередной раз подло обманули своих немцев, и только тогда начался собственно по большому счету ВЫНУЖДЕННЫЙ исход российских немцев в Германию. Свои мысли и действия в 1986-91 гг. я довольно подробно изложил в одной работе; ее можно прочитать на моем сайте.
Но были еще такие люди, которые сознательно старались отринуть все национальное от себя. Или были вынуждены это сделать по семейным или по объективным обстоятельствам. И до 1917 г. протекали, особенно в городах, естественные процессы ассимиляции и обрусения. И в 1920-30-ее гг. это же наблюдалось. Как можно осуждать этих людей? Ведь это личное дело каждого, как ему себя вести в той или иной ситуации. Другое дело, что в после 1941 ассимиляция была не естественной, а в значительной мере искусственной, насильственной. Быть немцем означало иметь тяжелые морально-психологические издержки, подвергаться дискриминации. Поэтому часть людей, как я понимаю, сознательно и радикально стала на путь отказа от своей этнической принадлежности. Опять же никто их не осуждает. Они сами, а прежде всего их дети и внуки вошли большей частью в состав русского этноса и не помышляют о выезде на ╚историческую родину╩. Ибо они нашли уже здесь свое отечество.
Но осуждаю тех, кто свою карьеру строил в том числе и на ╚обсирании╩ своих сородичей, кто позволял себя втягивать в пропагандистские и иные игры и ставился ╚неправильным немцам╩ в пример. Кто манкировал своими родственниками и не хотел с ними ничего общего иметь. А прежде всего тех, кто после распада Союза ССР ╚вдруг╩ вспомнил о своих ╚германских╩ корнях, о родственниках и засобирался на ╚историческую родину╩. И вот эти-то поздние ╚блудные╩ сыны и дочери российсконемецкого народа имеют, по моему мнению, большие проблемы с адаптацией в новой общество.
Именно последняя Ваша категория должна была бы легко и успешно интегрироваться, имея уже подобный опыт.
----------
На мой взгляд, это ошибочное мнение. Здесь смешиваются разные типы ассимиляции. Кто в СССР из немцев в русские осознанно рвался, тот имел сильную мотивацию √ улучшение карьерного роста путем приобщения к доминантному этносу, языку, культуре. Мордвин, армянин, украинец, татарин..., которые хотели чего-нибудь добиться в Российской империи или даже в СССР, должны были в значительной мере уподобиться русским, т.е. принять православие, говорить по русски, иметь соотв. образование, т.е обрусеть и/или аккультурироваться/ассимилироваться. А какова мотивация этих людей при переезде в Германию, когда они уже в СССР или в Российской Федерации достигли своего ╚социального потолка╩? Ведь они переехали то не за повышением своего статуса, не из-за дискриминации, а по семейным или меркантильным соображениям. Почти всех ожидает в новой стране проживания падение социального статуса, культурная изоляция. Это ожесточает многих.
 

Sprung zu