Вход на сайт
Родина - мать?
1479 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ Олменд 19.01.05 16:28
Хорошая тема, но эмоциональная... От пожилых поволжских немцев слышал: ╚i hob a haamwe⌠, хочу домой, тоскую по Волге. Слово Heimat, как и родственные ему heimisch, или Heim (но не Aussiedler- и не Studenten-) суггерируют уют, спокойствие, укоренелост, домашность, равноправие, уверенность. Ты не угол снимаешь, не временный жилец, не нахлебник. Ты чувствуешь себя даже не ╚как дома╩, а ╚хозяином, владельцем дома╩: мой дом √ моя крепость. Heimisch √ значит, ты здесь свой. Чувствовал ли я себя в СССР-е ╚своим╩? Скорее нет, чем да. Хотя куча коллег осталась в Алма-Ате, с которыми регулярно переписываешься, встречаешься... В Джамбуле на кладбище лежит дорогая бабушка, в селе Новотроицком той же области √ оба дедушки. От Новосибирска, от учебы в НЭТИ и работе в Академгородке √
самые лучшие воспоминания остались, да и в области тесть с тещей живут. С друзьями до сих переписываюсь, приезжают ко мне, если в коммандировке в Германии.
Но обида √ что так с нашими родителями обошлись, их работу и труд в годы войны ни за что не ставят, да еще время от времени их и меня немецкостью попрекают √ червоточила, пока жил в Союзе. Нет-нет да выползет в разговоре, особенно после патриотических фильмов √ мол, вот что ваши понаделали. А кто наши, кто ваши, о каких шпионах, где десанты √ слушать никто не хотел, да и информации никакой не было. Раз республику не восстановили, значит, нет дыма без огня, и баста. Советское государство в этом смысле, конечно, редкостную пакость совершило. Слушки ядовитые распускались, но не печатно, все больше устно, во время закрытых докладов.
На торжественном собрании к 9. мая секретарь парткома, но уже в Джамбуле, непременно подчеркивал, что мол, к этой дате следует особенно ответственно подходить нашим немецким преподавателям. То начальник Гражданской Обороны института, отставной гвардии полковник, разойдется в своих воспоминаниях, как он там, не дрогнувшей рукой, немцев десятками косил. Неприятно было слушать эти, скорее всего выдуманные байки. То посмотришь фильм типа ╚Крепкий орешек╩ - недавно его случайно посмотрел, от души посмеялся √ а тогда он сильно тухлым показался, немцев как дурачков выставили. А так как другой информации не было, не было фильмов о героических делах поволжских немцах, к примеру, на фронтах гражданской войны, как у других народов, не чевствовались немецкие герои войны и труда, как у других народов, не шла речь о замечательных виноградарях-швабах из Закавказья, даже о покорителях целины предпочитали немцев не упоминать прилюдно, то значит, вся эта патриотическая пропаганда о ВОВ с ее правдой и вымыслом марала любого немца СССР.
Даже за 45 лет после депортации не разрешили российсконемецкую историю написать. О российских корейцах уже в середине шестидесятых вышла солидная монография на русском языке Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. Алма-Ата, 1965. Ее автор работал в Институте археологии, этнографии и истории АН КазССР, возглавлял отдел. Разрешили рассказать в ней и об истории корейского меньшинства на Дальнем Востоке до 1937 г. и в Центральной Азии после 1937 г. Ни разу не слышал, чтобы прилюдно и даже в тесном кругу в подпитьи кто-нибудь бы утверждал о корейцах-шпионах. Значит, можно было и о росс. немцах весь туман развеять, если бы желали просветить советских людей, провести черту между своими и германскими немцами. Но не делали этого, а напротив, умышленно ставили знак равенства между ними. При этом фарисействовали по поводу ╚эмиграционных настроений среди отдельных советских граждан немецкой национальности╩, обвиняли их в нелояльности, в симпатиях к реваншистам, в отсутствии любви к родине.
Малой родины у большинства немцев СССР, по моему, не было, за исключением тех, которые родились и выросли в старожильческих сибирских и североказахстанских селениях. Родителей которых не депортировали в свое время. Но чувствовали ли они себя достаточно уютно и в ╚немецких╩ селах √ это интересный вопрос. Пожалуй, на уровне личного общения, друзей-земляков по работе, проблем особых не возникало. Можно было даже на диалекте спокойно говорить, не опасаясь, что фрицем обзовут. Но стоили им включить радио или телевизор, взять газету или книгу в руки, выехать за пределы села и т.д., ситуация изменялась кардинально.
Можно, конечно, такой лозунг как ╚В 41-м не отдали, в 90-м не уступим╩ расматривать в качестве исторического курьеза или проявления дремучего невежества, а можно как логический результат целенаправленной государственной политики, который будет еще десятки лет отравлять жизнь теперь уже немцев-россиян.
Думаю, что для подавляющего большинства тех, чья юность/обучение прошла в СССР/России... и которые переехали сюда в сознательном возрасте, Германия никогда не станет родной страной, в смысле heimisch. Там их попрекали немецкостью, здесь √ русскостью. Другое дело, дети и внуки переселенцев √ пройдя через все ступеньки социализации, они имеют все шансы стать heimisch в немецком обществе.
Но обида √ что так с нашими родителями обошлись, их работу и труд в годы войны ни за что не ставят, да еще время от времени их и меня немецкостью попрекают √ червоточила, пока жил в Союзе. Нет-нет да выползет в разговоре, особенно после патриотических фильмов √ мол, вот что ваши понаделали. А кто наши, кто ваши, о каких шпионах, где десанты √ слушать никто не хотел, да и информации никакой не было. Раз республику не восстановили, значит, нет дыма без огня, и баста. Советское государство в этом смысле, конечно, редкостную пакость совершило. Слушки ядовитые распускались, но не печатно, все больше устно, во время закрытых докладов.
На торжественном собрании к 9. мая секретарь парткома, но уже в Джамбуле, непременно подчеркивал, что мол, к этой дате следует особенно ответственно подходить нашим немецким преподавателям. То начальник Гражданской Обороны института, отставной гвардии полковник, разойдется в своих воспоминаниях, как он там, не дрогнувшей рукой, немцев десятками косил. Неприятно было слушать эти, скорее всего выдуманные байки. То посмотришь фильм типа ╚Крепкий орешек╩ - недавно его случайно посмотрел, от души посмеялся √ а тогда он сильно тухлым показался, немцев как дурачков выставили. А так как другой информации не было, не было фильмов о героических делах поволжских немцах, к примеру, на фронтах гражданской войны, как у других народов, не чевствовались немецкие герои войны и труда, как у других народов, не шла речь о замечательных виноградарях-швабах из Закавказья, даже о покорителях целины предпочитали немцев не упоминать прилюдно, то значит, вся эта патриотическая пропаганда о ВОВ с ее правдой и вымыслом марала любого немца СССР.
Даже за 45 лет после депортации не разрешили российсконемецкую историю написать. О российских корейцах уже в середине шестидесятых вышла солидная монография на русском языке Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. Алма-Ата, 1965. Ее автор работал в Институте археологии, этнографии и истории АН КазССР, возглавлял отдел. Разрешили рассказать в ней и об истории корейского меньшинства на Дальнем Востоке до 1937 г. и в Центральной Азии после 1937 г. Ни разу не слышал, чтобы прилюдно и даже в тесном кругу в подпитьи кто-нибудь бы утверждал о корейцах-шпионах. Значит, можно было и о росс. немцах весь туман развеять, если бы желали просветить советских людей, провести черту между своими и германскими немцами. Но не делали этого, а напротив, умышленно ставили знак равенства между ними. При этом фарисействовали по поводу ╚эмиграционных настроений среди отдельных советских граждан немецкой национальности╩, обвиняли их в нелояльности, в симпатиях к реваншистам, в отсутствии любви к родине.
Малой родины у большинства немцев СССР, по моему, не было, за исключением тех, которые родились и выросли в старожильческих сибирских и североказахстанских селениях. Родителей которых не депортировали в свое время. Но чувствовали ли они себя достаточно уютно и в ╚немецких╩ селах √ это интересный вопрос. Пожалуй, на уровне личного общения, друзей-земляков по работе, проблем особых не возникало. Можно было даже на диалекте спокойно говорить, не опасаясь, что фрицем обзовут. Но стоили им включить радио или телевизор, взять газету или книгу в руки, выехать за пределы села и т.д., ситуация изменялась кардинально.
Можно, конечно, такой лозунг как ╚В 41-м не отдали, в 90-м не уступим╩ расматривать в качестве исторического курьеза или проявления дремучего невежества, а можно как логический результат целенаправленной государственной политики, который будет еще десятки лет отравлять жизнь теперь уже немцев-россиян.
Думаю, что для подавляющего большинства тех, чья юность/обучение прошла в СССР/России... и которые переехали сюда в сознательном возрасте, Германия никогда не станет родной страной, в смысле heimisch. Там их попрекали немецкостью, здесь √ русскостью. Другое дело, дети и внуки переселенцев √ пройдя через все ступеньки социализации, они имеют все шансы стать heimisch в немецком обществе.