Вход на сайт
Что читают немцы
1652 просмотров
Перейти к просмотру всей ветки
в ответ gruftie 07.10.04 15:28
Ага - ты сформуриловаал вс╦ очень точно.
Речь шла о наличии таких щупалец или их отсутствии.
Мне кажется, что чем точнее и аккуратнее построены такие щупальца, тем более сложные и комплексные явления могут быть ими описаны, безусловно с той или иной погрешностью. Это роднит все науки без исключения.
Карманная рулетка и димашние весы не являются универсальными мерками, с помощью которых могут быть измерено вс╦, но тем не менее не стоит измерять длину в килограммах.
Вот выдежка короткая, о различиях между гуманитарными и естественными науками, и о общем тоже, разница есть конечно, но общего на мой взгляд больше гораздо - и там и там, прежде чем приступить к изучению чего бы то ни было, ид╦т кропотливая работа над созданием щупалец.
!В определенном смысле, гуманитарные науки противопоставляются естественным, пользующихся рациональными способами извлечения знания. Как отмечает М.С.Каган в своей книге ╚Философия культуры╩, два метода познания можно определить как объяснение и понимание. И гуманитарные и естественные науки используют свои особые языки. Математика - язык, используемый естественными науками. Этот язык долго изучается, зачастую запутан и труден для понимания.Овладев им, мы попадаем в четкое регламентированное пространство, нахождение в котором исключает возможность того, что тебя неправильно истолкуют или поймут. Сложность языка высшей математики это плата за однозначность восприятия излагаемых тобой или кем-то еще истин.
Особенность гуманитарных наук - во множественности языков. В философии, например, существуют языки Гегеля, Юма, Шопенгауэра и т.д. Изучающий философию, должен прежде всего изучить все предлагаемые ему языки. Далее следует шаг принципиальный: ученик либо остается в том или ином ╚языковом╩ пространстве, либо создает свой, новый язык, научаясь этому у предшественников. Философские системы живут по своим собственным законам. Они могут противоречить друг другу, но опровергнуть - никогда.
На протяжении веков о природе и свойствах пространства и времени высказывались самые разнообразные суждения. В философии сложились два основных подхода к осмыслению проблемы пространства и времени: субстанциональный и атрибутивный. Истоки первого уходят в философию Демокрита, который полагал, что пространство и время - это некая емкость, в которую включено все многообразие бытия. По своему состоянию они абсолютны и неизменны. Наиболее полное физическое воплощение субстанциальный подход нашел в ньютоновских понятиях абсолютного пространства и абсолютного времени. Согласно Ньютону, эти понятия не зависят ни от материальных объектов, ни друг от друга.
Атрибутивный подход восходит к Аристотелю и предполагает, что пространство и время есть форма упорядочения организации материи. Без материи они лишены смысла, но тем не менее имеют объективное содержание. Они, как и материя, обладают свойством быть и существовать независимо от сознания человека. Лейбниц трактовал пространство и время как определенные типы отношений между объектами, не имеющие самостоятельного существования. Эйнштейн в своей теории относительности развил концепцию атрибутивного подхода Аристотеля и Лейбница. Специальная теория относительности выявила зависимость пространственных и временных характеристик объектов от скорости их движения относительно определенной системы отсчета и объединила пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум - пространство-время. Общая теория относительности выявила зависимость метрических характеристик пространства-времени от распределения масс, которая приводит к искривлению пространства-времени.
Особую позицию в этом вопросе занимал Кант. Он полагал, что пространство и время - это не атрибутивные формы материи, а априорные формы человеческого познания, т.е. даются человеку как изначальное, доопытное знание. С помощью этого априорного знания человек упорядочивает информацию, которую получает в процессе познания и освоения мира. Следовательно, по Канту, пространство и время не имеют объективного содержания, они являются принадлежностью самого человека, помогая ему определиться в мире ╚здесь и сейчас╩, а при необходимости разводить прошлое, настоящее и будущее.
Современное понимание категорий пространства и времени, отдавая должное красоте построений Канта, тем не менее основано на атрибутивном подходе, предполагающем, что пространство и время есть форма упорядочения и организации материи.
Речь шла о наличии таких щупалец или их отсутствии.
Мне кажется, что чем точнее и аккуратнее построены такие щупальца, тем более сложные и комплексные явления могут быть ими описаны, безусловно с той или иной погрешностью. Это роднит все науки без исключения.
Карманная рулетка и димашние весы не являются универсальными мерками, с помощью которых могут быть измерено вс╦, но тем не менее не стоит измерять длину в килограммах.
Вот выдежка короткая, о различиях между гуманитарными и естественными науками, и о общем тоже, разница есть конечно, но общего на мой взгляд больше гораздо - и там и там, прежде чем приступить к изучению чего бы то ни было, ид╦т кропотливая работа над созданием щупалец.
!В определенном смысле, гуманитарные науки противопоставляются естественным, пользующихся рациональными способами извлечения знания. Как отмечает М.С.Каган в своей книге ╚Философия культуры╩, два метода познания можно определить как объяснение и понимание. И гуманитарные и естественные науки используют свои особые языки. Математика - язык, используемый естественными науками. Этот язык долго изучается, зачастую запутан и труден для понимания.Овладев им, мы попадаем в четкое регламентированное пространство, нахождение в котором исключает возможность того, что тебя неправильно истолкуют или поймут. Сложность языка высшей математики это плата за однозначность восприятия излагаемых тобой или кем-то еще истин.
Особенность гуманитарных наук - во множественности языков. В философии, например, существуют языки Гегеля, Юма, Шопенгауэра и т.д. Изучающий философию, должен прежде всего изучить все предлагаемые ему языки. Далее следует шаг принципиальный: ученик либо остается в том или ином ╚языковом╩ пространстве, либо создает свой, новый язык, научаясь этому у предшественников. Философские системы живут по своим собственным законам. Они могут противоречить друг другу, но опровергнуть - никогда.
На протяжении веков о природе и свойствах пространства и времени высказывались самые разнообразные суждения. В философии сложились два основных подхода к осмыслению проблемы пространства и времени: субстанциональный и атрибутивный. Истоки первого уходят в философию Демокрита, который полагал, что пространство и время - это некая емкость, в которую включено все многообразие бытия. По своему состоянию они абсолютны и неизменны. Наиболее полное физическое воплощение субстанциальный подход нашел в ньютоновских понятиях абсолютного пространства и абсолютного времени. Согласно Ньютону, эти понятия не зависят ни от материальных объектов, ни друг от друга.
Атрибутивный подход восходит к Аристотелю и предполагает, что пространство и время есть форма упорядочения организации материи. Без материи они лишены смысла, но тем не менее имеют объективное содержание. Они, как и материя, обладают свойством быть и существовать независимо от сознания человека. Лейбниц трактовал пространство и время как определенные типы отношений между объектами, не имеющие самостоятельного существования. Эйнштейн в своей теории относительности развил концепцию атрибутивного подхода Аристотеля и Лейбница. Специальная теория относительности выявила зависимость пространственных и временных характеристик объектов от скорости их движения относительно определенной системы отсчета и объединила пространство и время в единый четырехмерный пространственно-временной континуум - пространство-время. Общая теория относительности выявила зависимость метрических характеристик пространства-времени от распределения масс, которая приводит к искривлению пространства-времени.
Особую позицию в этом вопросе занимал Кант. Он полагал, что пространство и время - это не атрибутивные формы материи, а априорные формы человеческого познания, т.е. даются человеку как изначальное, доопытное знание. С помощью этого априорного знания человек упорядочивает информацию, которую получает в процессе познания и освоения мира. Следовательно, по Канту, пространство и время не имеют объективного содержания, они являются принадлежностью самого человека, помогая ему определиться в мире ╚здесь и сейчас╩, а при необходимости разводить прошлое, настоящее и будущее.
Современное понимание категорий пространства и времени, отдавая должное красоте построений Канта, тем не менее основано на атрибутивном подходе, предполагающем, что пространство и время есть форма упорядочения и организации материи.