Deutsch

Разница в менталитетах или необходимая интеграция

27.06.02 16:36
Re: Разница в менталитетах или необходимая интеграция
 
PEPSI знакомое лицо
PEPSI
Согласен. А вот и ещ╦ одно мнение, проливающее свет на эту часто обсуждаемую тему:
╚МЫ╩ И ╚ОНИ╩ - НАДУМАННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЛИ ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ? О психологическом феномене культуры
Обсуждая наши трудности при интеграции и адаптации в Германии, мы часто говорим о разнице в менталитете и культуре. Говорим ╚они╩ и ╚мы╩. Сетуем на нежелание или неумение понять друг друга. Пытаемся ⌠со своим уставом■ и воспитанием ⌠примерять■ на себя их веками устоявшиеся традиции и привычки и в большинстве случаев приходим к конфликту, если даже не экстремальному - с окружающим нас обществом, то к психологическому - с самим собой. Так что же это за такой психологический феномен - культура, и почему она оказывает на нас такое влияние? В исследованиях по психологии миграции и эмиграции установлено, что, когда представители одной культуры попадают в другую, они испытывают трудности в приспособлении к ней. Одной из главных причин этого является степень похожести или непохожести культур, или культурная дистанция, отделяющая культуру, из которой прибыл эмигрант, от культуры общества, в котором он оказался. В чем же эти различия? Рассмотрим главные из них на примере Германии и России.
Германия считается демократической страной с низкой ⌠дистанцией власти■. Это означает, что дистанция между официальными представителями власти и гражданами определяется, как правило, сущностью решаемых вопросов и не пропорциональна рангу чиновника. В России эта дистанция значительно выше. Наряду с множеством других существенных признаков можно выделить, что люди из культур с низкой дистанцией власти не придают большого значения постоянному употреблению формальных характеристик и видимому проявлению поч╦та и уважения со стороны окружающих, в то время как люди из культур с высокой дистанцией власти предпочитают, чтобы в повседневном общении постоянно отражались их роль, статус и атрибуты власти.
Германия является страной индивидуалистов, в то время как Россия, особенно в доперестроечные времена, - страна коллективистская. Люди, принадлежащие к индивидуалистическим культурам, чаще соглашаются с нормой справедливости, а члены коллективистских культур поддерживают норму равенства, смысл которой - в распределении благ поровну между членами общества, независимо от вклада и потребностей каждого. В Германии норма справедливости служит индивидуальным интересам личности, а норма равенства - общим интересам членов различных общественных групп. Члены коллективистской культуры признают важность обязательных норм во взаимодействии друг с другом (например, ⌠ты мне - я тебе■), а члены индивидуалистических культур - важность добровольных норм взаимности (ты мне помог, я не обязан тебя благодарить ответной помощью; я это делал, потому что так хотел). Нормы добровольной взаимности основаны на свободном выборе человека и его желаниях, а нормы обязательной взаимности ориентируются на общество, его потребности, предпочтения, гласные и негласные правила общежития.
Германия - страна маскулинная, Россия - предположительно, фемининная. Маскулинность, или преимущество ╚мужского начала╩, означает высокую ценность в культуре материальных ценностей, власти и представительности. Культуры, в которых в качестве главных ценностей превалирует духовность, воспитание и смысл жизни человека - фемининные культуры. Таким образом, коллективистские культуры в сочетании с фемининностью ценят открытость чувств, эмоций и обмен духовными ресурсами, а индивидуалистические культуры в сочетании с маскулинностью отличает большой прагматизм и оттенок ╚материальности╩ в отношениях между людьми. В культурах маскулинного типа подчеркивается различие в ролях полов, исполнительность, амбициозность и независимость. В культурах фемининного типа роли полов обычно не столь строго фиксированы и упор делается на взаимную зависимость и служение друг другу. Для представителей маскулинных культур люди из фемининных культур недостаточно деятельны, а для вторых первые недостаточно заботливы и щедры.
Согласно мнениям западных исследователей, Россия может считаться культурой ╚фемининного╩ типа. Основные ценности русской культуры скорее основаны на обмене абстрактными или духовными (например, информация, воспитание, любовь), чем материальными или конкретными ресурсами (например, вещи и услуги). Поэтому, попав из фемининной культуры (России и др. республик) в маскулинную (Германию), эмигранты на начальном этапе довольны внезапно свалившимся на них счастьем в виде получения бесплатных благ и услуг, но... уже очень скоро начинаются разговоры о ⌠бессердечности■ и ⌠бездуховности■ местного населения, об отсутствии у него воспитания, способности любить. Упрекая, мы не задумываемся о том, что используем эти термины в присущей нам их интерпретации.
К чему вед╦т у эмигрантов отсутствие или недостаточность знаний о различии культур ? Каково воздействие новой культуры на них? Как, имея необходимые знания и понимание ситуации, взаимодействовать с окружающим миром, решать проблемы интеграции и сохранить психическое здоровье?
К чему вед╦т у эмигрантов отсутствие или недостаточность знаний о различии культур? Каково воздействие новой культуры на них? Как, имея необходимые знания и понимание ситуации, взаимодействовать с окружающим миром, решать проблемы интеграции и сохранить психическое здоровье?
Отсутствие или недостаточность знаний о различии культур, о стрессовом воздействии новой культуры, с которой сталкиваются все эмигранты, о том, что контакт с иной культурой может вызывать нарушение психического здоровья; более или менее выраженное психическое потрясение приводит к затруднению процесса адаптации и к возникновению так называемого ╚культурного шока╩. Это, в свою очередь, ведет к чувству утраты или лишения (друзей, статуса, профессии и собственности,0); сбою в сложившихся на родине ⌠ролях■ и ваших ролевых ожиданиях в Германии, в привычных для вас ценностях, чувствах и самоидентификации; неожиданной тревоге, даже отвращению и негодованию в результате осознания культурных различий; чувству неполноценности от неспособности ╚совладать╩ с новой средой и т.д. Вот поэтому многие из нас характеризуют свои связи с местными жителями как поверхностные, ограниченные и неудовлетворяющие. Связи же с соотечественниками являются более важными и тщательно охраняемыми. И это естественно и понятно, ведь мы принадлежим к одной культуре. Помните, как у Маугли: ╚Мы с тобой одной крови. Ты и Я╩.
Создается такое впечатление, что все это запрограммировано и ничего поделать с этим нельзя. Отнюдь нет. Ведь знание - это сила. Знание о том, что какие-то процессы закономерны, что эмигранты только в третьем поколении становятся окончательно ╚местными╩, что не надо пытаться, да это и совершенно бесполезно, в одночасье переделать себя или изменить сложившиеся устои в Германии. Важно понять, что необходимо учиться быть толерантными по отношению к другой культуре и уметь не стесняться своей, ведь нам тоже есть чем гордиться. И что ещ╦ очень важно - стараться изменять пассивное отношение к окружающему миру на активное. А здесь доминирующими факторами должны стать ваше желание интегрироваться в новую среду и наличие у вас психологической установки на изучение и усвоение новых культурных феноменов; стремление к преодолению ин формационной изоляции и т.д.
Некоторые пожмут плечами и скажут: ╚А зачем мне все это надо? Мне и так неплохо╩. Да, если вы отвечаете только за себя и свою личность. А если рядом дети? Дети испытывают комплекс неполноценности, когда из-за недостаточности языка, проживания в общежитии, отличия внешнего оформления (одежды, обуви, прически) или экономического статуса родителей они чувствуют свое социально-психологическое несоответствие с немецкими сверстниками. Нарушение ╚русского уклада╩ жизни у детей (празднование определенных праздников, получение подарков в определенных случаях, выполнение домашних заданий, занятия в кружках и т.д., если все это у ребенка было) и при этом несформированность ╚немецкого╩ уклада - с другими праздниками, другим окружением, другой школой, занятиями и т.д. вызывает у детей как бы ╚зависание╩ на первые год-полтора в состоянии социальной неопределенности.
А через какое-то время у детей может появиться раздраженность поведением родителей, которые зачастую демонстративно остаются в своей культуре, используя ее как свой ⌠островок■, закрытый и защищ╦нный от переживаний, испытываемых ими во внешнем мире, и противопоставляют свои ценности ╚немецким╩, не разделяют с детьми нормы, идеалы и общественные настроения, которые формируются у них под влиянием окружающей среды. И это, в свою очередь, наряду с другими причинами ведет к конфликтам в семье. Человеку свойственно смотреть на других людей сквозь призму собственных представлений и собственного понимания ситуации. Но это односторонний подход. Он должен быть дополнен попыткой увидеть себя глазами других. Это будет возможно лишь тогда, когда мы научимся признавать право других на присущий им образ жизни, уважать его уникальность, понимать глубинное различие духовных основ своей и чужой культуры. Это, в свою очередь, даст возможность осознать и уникальность своего образа жизни и духа своей собственной культуры, а значит, и лучше понять себя самого. Давайте же ценить свое культурное своеобразие, терпимо, благосклонно относиться к различиям в культурах, что поможет нам осознать степень человеческого родства в мире и произносить ╚мы╩ и ╚они╩ уже не так напряженно...
Надежда Агаркова, психолог
 

Перейти на