Deutsch

Хазары

12.04.10 20:04
Re: Хазары
 
SlowLove патриот
SlowLove
У историков все как то противоречиво...
У Артамонова читала о близости русской культуры и культуры ХК,судя по археологическим находкам...
Новосельцев же пишет о распространении ислама среди населения и христианства...но не иудаизма в такой мере,чтобы сформировался ашкеназский этнос на базе тюркского
Судя по еврейским источникам, основная масса еврейских эмигрантов в Хазарию прибыла тремя путями: из Багдада, т. е., очевидно, из арабского Ирака, где издавна существовала вторая по значимости еврейская колония, из Хорасана, т. е. из восточных областей Халифата, включая Среднюю Азию, и из Византии. В последнем случае, несомненно, имелись в виду и крымские владения империи. В связи с этим спор между С. П. Толстовым, отстаивавшим "хорезмийский вариант" главного очага еврейской эмиграции в Хазарию, и М. И. Артамоновым, столь же горячо его отрицавшим, теряет свой основной смысл, хотя в деталях критика Артамонова имела основания. В то же время Артамонов в принципе правильно подчеркивал роль старых иудейских общин Дагестана в распространении иудаизма среди хазар.
Нельзя сбрасывать со счетов и крымские колонии евреев. Не случайно в связи с этим и особое внимание царя Иосифа к географии Крыма.
Согласно Иосифу, хазарский царь, принявший иудаизм, носил тюркское имя Булан ("лось, олень"); все же прочие упомянутые им цари носили традиционные еврейские (библейские) имена (Обадья, Ханукка, Ицхак, Забулон, Моше, Менахем, Вениамин, Аарон, Иосиф). Возможно, что они, подобно русским князьям XI-XII вв., носившим языческое и христианское имя, имели два имени - тюркское и иудейское. В Кембриджском документе фигурирует некий Песах, имя которого не восходит к Библии, но известно в еврейской средневековой среде. В недавно опубликованном документе на древнееврейском языке, происходящем из общины ("каhал") Киева (Кийув), датированном Х в., перечислены несколько имен, которые показывают, что эта община была скорее религиозной, чем этнической. Наряду с такими традиционно иудейскими именами, как Абраам, Ицхак, Шмуэль и т. д., мы находим там имена Кибр, Мнс и др. Исследовавший их тюрколог О. Притцак предложил любопытные, хотя и не бесспорные их толкования, в частности и на основе чувашского языка - потомка языка волжских булгар, наиболее близкого хазарскому.
Важнейший вопрос, на который следует дать ответ, - кто же исповедовал в Хазарии IX-Х вв. иудаизм: весь ли народ или какая-то его часть?
В современной литературе есть определенная тенденция преувеличивать роль иудаизма в Хазарии и даже на Руси. Между тем источники для Х в. дают совершенно ясный ответ. Как мы уже видели, в Хазарии жили евреи (этнические) и часть хазар, принявших иудаизм. И те и другие тем не менее источниками пусть не совсем четко, но различаются. Одновременно известно, что сами хазары исповедовали и ислам, и христианство, и иудаизм, и языческие культы, причем показательно, что при перечислении этих религий иудаизм стоит на последнем месте. Ал-Истахри и Ибн Хаукаль даже прямо указывают, что последователей иудейской веры меньше всего, а больше всего в Хазарии мусульман и христиан. По ал-Мас’уди, большинство жителей "ал-балад" (не ясно, идет ли речь о Хазарии или ее столице, мне кажется, что именно о стране ) - мусульмане.
Те же источники говорят, что иудаизм исповедовали царь, хакан, окружение царя и его род ("джине"). В Х в. царь и хакан должны были быть обязательно иудеями по религии, хотя один конкретный случай, о котором повествует ал-Истахри, свидетельствует о том, что и среди хазарской знати были мусульмане.
Таким образом, о широком распространении иудейской религии среди населения Хазарии даже в Х в. говорить не приходится. Основная его масса исповедовала ислам, христианство или различные языческие культы. Царь же и его окружение, принявшие иудаизм, все больше отдалялись от своих подданных. Усиление в Х в. влияния части последних, исповедовавших ислам, и особенно гвардии ал-ларисийа ставило царей в еще более сложное положение. В итоге центральная власть все больше теряла свою силу и влияние.

Новосельцев А.П., Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа, М., "Наука", 1990.
http://www.world-history.ru/countries_about/2051.html
Tantum possumus, quantum scimus - Мы можем столько, сколько мы знаем.
Мы можем столько, сколько мы знаем...
 

Перейти на